Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

61 поскольку «здесь свобода проявляется лишь внешним образом, совпадающим с ее силой . Следовательно, моя свобода, как право, прямо зависит от призна- ния равных прав всех людей» [2]. Таким образом, мы получаем основное опре- деление права: «Право есть свобода, обусловленная равенством» [2] . Из данно- го определения следует, что основой права является свобода как характерная черта личности. Однако, свобода человека переходит в право, когда за всеми без исключения признается свобода. Мыслитель отмечает, что «понятия личности, свободы и равенства, составляют сущность так называемого естественного пра- ва. Рациональная сущность права различается от его исторического явления, или права положительного. В этом смысле естественное право есть та общая алгебраическая формула, под которую история подставляет различные действи- тельные величины положительного права» [2] . Отметим, что В. С. Соловьев различает естественное право и положительное право. Под естественным правом он понимает разумное начало идеи права: «под естественным, или рациональным, правом мы понимаем только общий ра- зум или смысл (рацио, логос) всякого права как такового. С этим понятием…. не имеет ничего общего существовавшая некогда в юридической науке теория естественного права, как чего-то исторически предшествовавшего праву поло- жительному» [2]. Положительное право трактуется Соловьевым как закон: «Определенное в данных обстоятельствах места и времени ограничение личной свободы требованиями общего блага, или определенное в данных условиях уравновешение этих двух начал, есть право положительное, или закон» [3]. Мыслитель отмечает, что право естественное вместе тем является и правом по- ложительным: «право есть исторически-подвижное определение прину- дительного равновесия между двумя нравственными интересами: формально- нравственным интересом личной свободы и материально-нравственным инте- ресом общего блага» [2]. Соотношение права естественного и права положи- тельного в учении Соловьева выступает как соотношение разумной сущности права и его реализации в действующем праве. Так же, в философии права В. С. Соловьева преобладает синтез права и нравственности: «право (то, что требуется юридическим законом) есть низ- ший предел, или некоторый минимум, нравственности, равно для всех обяза- тельный» [4]. Мыслитель считал, что право обусловленное нравственностью всегда выражается требованием справедливости закона. Он выделяет 3 разли- чия между правом и нравственностью. «Во-первых, правовые требования все- гда чем-то ограничены, тогда как нравственные требования не имеют ограниче- ния, следовательно, право есть определенный минимум нравственности. Во- вторых, право требует исполнения законов, а нравственные требования сами по себе не имеют цены. В-третьих, право допускает принуждение, в свою очередь, нравственность предполагает свободу исполнения требований» [4]. Таким обра- зом, право по отношению к нравственности можно определить как: «Право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла» [4]. Итак, В. С. Соловьев оказал огромное влияние на процесс развития рус- ской философии права. В своих работах он использовал такие направления, как:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=