Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

60 К. С. Дежичева Факультет технологий и бизнеса, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева УЧЕНИЕ О ПРАВЕ В. С. СОЛОВЬЕВА Актуальность философско-правовых вопросов не вызывает сомнения, так как философия права исследует смысла права, его ценность и значимость, место и роль в жизни общества, государства и человека. Интерес к философско- правовым взглядам русского мыслителя В. С. Соловьева, обусловлен тем, что опыт и философское наследие одного из крупнейших философов XIX века уста- навливает связь с ценностными основаниями и традициями отечественной куль- туры. Таким образом, философские идеи права мыслителя могут быть полезны- ми в обосновании правовых вопросов современного российского общества. Отметим, что философия права имеет богатую историю, однако сам тер- мин «философия права» появился в юридической науке лишь в конце XVIII ве- ка. Данный термин вводит немецкий юрист, основатель школы права Густав фон Гуго «для более краткого обозначения «философии позитивного права», которую он стремился разработать как «философскую часть учения о праве» [1]. Важнейшей задачей философии права является философское обоснование и осмысление права. В собственно юридическом и социально-нормативном смысле слова право есть совокупность норм, имеющих силу закона, сохраняемого авторитетом и силой государства. В свою очередь, под нормой принято понимать суждение, устанавливающее известный порядок как правильный. В философском смысле право есть духовно-практическое основание общественной жизни в целом, на котором строятся способы взаимодействия и формы объединения людей. Таким образом, право в философии выступает как необходимая форма духовной жиз- ни человека. По мнению В. С. Соловьева, право возникает из истории человечества вме- сте с такими произведениями общественной жизни как язык, религия, искусст- во и т. д. Изначальным правом является обычное право, которое выступает как естественная деятельность родового духа и в котором действует начало объек- тивности, не как теория осознанного мотива, а как практика побуждения. Таким образом, право – это результат истории, как собирательного органического про- цесса. «Эта сторона действительного права не подлежит сомнению, но столь же несомненно, что ею право еще не определяется, как первый образ его сущест- вования, а никак не сущность» [2]. Мыслитель определяет право, прежде всего, как отношение лиц: «То, что не есть лицо, не может быть субъектом права. Вещи не имеют прав» [2]. В основе права заложена свобода, как характерный признак личности, так как из способности свободы вытекает требование самостоятельности, которая и находит свое выражение в праве. Но сама по себе свобода не образует права,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=