Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

39 П. А. Варавина Факультет истории и права, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. В. Слобожанин ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ У ПЛАТОНА И ТОМАСА МОРА Мы живем в мире с плюрализмом мнений, оценок, позиций, утверждений и разными системами ценностей. Каждый человек и гражданин видит окру- жающее его по-своему, с определенными недостатками и достоинствами. Госу- дарства, в которых мы живем – это неотъемлемая часть нашего мира, его самое главное составляющее. И естественно, люди хотели бы видеть свое государст- во, свою страну идеальным для жизни. Но у каждого этот идеал свой, и в разное время философы и ученые разрабатывали идеи, теории об «идеальном государ- стве». В данной статье мы рассмотрим некоторые из таких учений. Подробнее всего свое «идеальное государство» нам представил древнегре- ческий философ Платон (середина V века до н. э.) в своем диалоге «Государст- во». Вообще, само понятие «государство» Платон определяет как сообщество людей, которые объединились вместе для удовлетворения своих потребностей, которые один человек не в силах погасить сам для себя. Государство, как ука- зывает философ, должно быть: мудрым – управляться небольшой частью насе- ления – философами; мужественным – сохранять человека от опасностей; рас- судительным – гармоничным и с продуманным и направленным с помощью разума мнением; справедливым – таким, где каждый человек обязан заниматься своим делом и не лезть в чужие дела: земледелец должен возделывать землю, гончар – заниматься ремеслом, а «стражи», т. е. правители – начальствовать. В идеальном государстве не должно быть богатства и бедности, необходимо, чтобы оно было также достаточным по территории и единым. На счет правителей Платон говорит так: «…из стражей надо выбрать таких людей, которые, по нашим наблюдениям, целью всей своей Жизни поставили самое ревностное служение государственной пользе и ни в коем случае не со- гласились бы действовать вопреки ей» [1, с. 216]. Выбирать следует с детства путем специальных испытаний: обольщать, подвергать сначала чему-то страш- ному, а затем чему-то приятному, проверять на благопристойность, и «кто прошел это испытание и во всех возрастах — детском, юношеском и зрелом – выказал себя человеком цельным, того и надо ставить правителем и стражем государства, ему воздавать почести и при жизни, и после смерти, удостоив его почетных похорон и особо увековечив о нем память» [1, с. 218] . «Стражи» не должны обладать частной собственностью, «припасы» они должны получать от населения без излишка, в уплату за то, что они их охраняют, жить сообща, не иметь, не пользоваться и даже не прикасаться к золоту и серебру. Иначе, за имением всего этого они сделаются враждебными владыками. Следственно, по своей сути, правители государства должны выполнять функции спасителей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=