Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
37 вать особенности языка на различных уровнях языка: фонетика, морфология, лексика, синтаксис, а также правильно оперировать ими [1, с. 14]. Л. Ф. Бахман, американский лингвист выделил следующие составляющие языковой компетенции: 1) Организационная компетенция (способности, связанные с владением структурой языка): 1. Грамматическая (выбор слов в соответствии с необходимым значением, определение нужной формы и расположения слов в предложении и обозначе- ния пропозиций, а также облачение их в звуковую и письменную форму); 2. Текстуальная (знание правил соединения высказываний в единый текст); 2) Прагматическая (связана с реальным общением): 1. Иллокутивная (знание прагматических условностей исполнения нужных функций языка); 2. Социолингвистическая (знание социокультурных условностей исполне- ния нужных функций языка в определенном контексте) [6, с. 89]. В своей статье «Коммуникативно-компетентностный подход к профессио- нально-ориентированному обучению русскому языку и культуре речи в ВУЗе» Е. В. Орлова, основываясь на проведенный анализ определений, выделяет сле- дующие разделы: 1. Орфоэпическая компетенция: способность и готовность к устному вы- сказыванию, опираясь на нормы и правила изучаемого языка, его фонетиче- ский, ударный и интонационный строй; 2. Лексическая компетенция: способность и готовность к устному или письменному высказыванию, с учетом лексической сочетаемости, образования и употребления слов в речи; 3. Грамматическая компетенция: способность и готовность к устному или письменному высказыванию в соответствии с грамматическими (морфологиче- скими и синтаксическими) правилами; 4. Стилистическая компетенция: способность и готовность к устному или письменному высказыванию используя в речи различные функциональные стили; 5. Орфографическая компетенция: способность и готовность к письмен- ному высказыванию, учитывая орфографические правила изучаемого ИЯ; 6. Пунктуационная компетенция: способность и готовность к письменно- му высказыванию, соответствуя пунктуационным правилам ИЯ. Все описанные компетенции подразумевают не только способность к вы- сказыванию, но и анализ чужой речи и рефлексию на наличие ошибок, а также умение их исправлять [3, 136–137]. Вслед за Е. В. Орловой мы придерживаемся схожей точки зрения на деле- ние языковой компетенции. Однако некоторые методисты считают иначе. Так, департаментом по языковой политике Генерального директората (DG IV) по образованию, культуре, наследию, молодежи и спорту Совета Европы в моно- графии «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изу- чение, обучение, оценка» были описаны такие компетенции: лексическая; грамматическая, в которую входят морфология и синтаксис; семантическая;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=