Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

36 место и способность справиться с ситуациями, возникающими в процессе не- понимания партнеров по общению». Первой и самой важной из перечисленных является языковая компетенция. Само понятие языковой компетенции возникло относительно недавно, в сере- дине XX века. Суть этого явления раскрывали такие ученые как Н. Хомский, Д. Хаймс, У. Лабов, Дж. Н. Лич, Р. Карнап, С. Савиньон, А. А. Миролюбов, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, И. Л. Бим, М. Н. Вятютиев, Л. Н. Черноватый, С. Ф. Шатилов и др. Так, Н. Хомский сопоставляет языковую компетенцию с абстрактным владением языком. Такой подход противопоставляет абстракт- ное владение языков реальному употреблению в речи. Хомский считает языко- вую компетенцию, не иначе как языковой способностью. Для осуществления речевого взаимодействия и овладения языком необходима совокупность опре- деленных умений. В дальнейшем, на теории Хомского был разработан стандарт изучения родного и иностранного языка в странах Европы [5, с. 106–108]. Схо- жие позиции к теории Хомского наблюдаются и в работах Дж. Н. Лича, Р. Кар- напа и др. В своем подходе У. Лабов определяет языковую компетенцию с по- зиции создания традиционного словаря, в который входит системный набор языковых знаний, подкрепленного конкретным тезаурусом. На основе представленных определений, Н. С. Сахарова в своей статье «Категории “компетентность” и “компетенция” в современной образовательной парадигме» представила содержание языковой компетенции в виде схемы [4, с. 55–56]: Каждый из лингвистов рассматривал понятие языковой компетенции под своим углом зрения, но, при этом, суть понятия оставалась прежней. Овладение языковой компетенцией означает освоение необходимых языковых ЗУН для создания успешной коммуникации в соответствии с языковыми нормами. Язы- ковая компетенция включает в себя разного рода виды деятельности и подра- зумевает оперирование различным языковым материалом. Исходя из этого, языковая компетенция должна иметь собственную структуру и различные ком- поненты. Французский лингвист С. Савиньон подразумевает под языковой компе- тенцией только отражение грамматической стороны языка, т. е. грамматиче- скую компетенцию. Ученый включает в это понятие способностью распозна- Языковая компетенция традиционный словарь; система языковых знаний узус языковых единиц коммуникативные аспекты употребления языковых единиц

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=