Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

35 А. С. Бурняшева Факультет иностранных языков, II курс магистратуры (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. А. Разоренова РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРУКТУРИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Современная методика обучения ИЯ построена на коммуникативном под- ходе, который, в свою очередь соотносится с понятием коммуникативной ком- петенции. Категория «компетентность» одновременно характеризует знание и практическое его применение. В компетенцию включены знания, навыки и умения, которые формируются и реализуются на уроке ИЯ. Исходя из этого, следует сделать вывод, что коммуникативная компетенция представляет собой знания, навыки и умения, позволяющие организовать собственную иноязычную речь в рамках ситуативности и адекватного, целенаправленного общения и по- нимать речь участника диалога на ИЯ. Методисты выделяют следующие ком- поненты коммуникативной компетенции [7, 1–2]: – «языковая (или лингвистическая, заимствование от иноязычного слова linguistic из зарубежной лингвистики) компетенция – знание словарных единиц и грамматических правил, которые преобразуют лексические единицы в ос- мысленное высказывание; – социолингвистическая компетенция – способность выбирать и использо- вать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации, то есть от того, кто является партнером по общению; – дискурсивная компетенция – способность понимать различные виды коммуникативных высказываний, а также строить целостные, связные и ло- гичные высказывания разных функциональных стилей (статья, письмо, эссе и т. д.); предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от типа высказывания; – стратегическая компетенция – вербальные и невербальные средства (стратегии), к которым прибегает человек в случае, если коммуникация не со- стоялась; такими средствами могут являться как повторное прочтение фразы и переспрос непонятого предложения, так и жесты, мимика, использование раз- личных предметов; – социокультурная компетенция – знание культурных особенностей носите- лей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры; формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию личности в системе мировой и национальной культур; – социальная компетенция – умение и желание взаимодействовать с дру- гими, уверенность в себе и в своих силах для осуществления коммуникации, а также умение помочь другому поддержать общение, поставить себя на его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=