Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

295 Н. Н. Юрчик Факультет русской филологии и документоведения, V курс (очная форма) Научный руководитель – И. В. Ерохина ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ ПЛУТОВСКОГО РОМАНА В ДИЛОГИИ ИЛЬФА И ПЕТРОВА ОБ ОСТАПЕ БЕНДЕРЕ Жанр плутовской роман зародился в Испании в XVI веке. Плутовской ро- ман, являясь разновидностью жанра романа, представляет собой «эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на станов- лении, развитии ее характера и самосознания» [2], но при этом он имеет не- сколько характерных особенностей: • Плутовской роман – это биография плута, которую он рассказывает сам. Для пикаро характерно повествование не только о своей жизни, но и о судьбе своих родственников, знакомых; • Композиция плутовского романа имеет рамочную конструкцию: испо- ведь пикаро или его разговор с кем-то объединяют эпизоды его приключений. Иногда ход повествования прерывает автор, который выражает точку зрения обратную действиям и словам пикаро, тем самым добавляя дедактизм в произ- ведение; • Ирония является основным комическим средством. С ее помощью пока- заны несовершенства окружающего мира; • Главный герой, как правило, сирота, представитель низшего сословия, мошенник, бродяга. Он постоянно испытывает удачу, никогда не задерживается надолго на одном месте. Для него характерна постоянная смена облика и поло- жения; • Для плута смыслом жизни является поиск денег. Но появляясь, они прак- тически моментально исчезают. Ильф и Петров восхищались талантом нескольких писателей, среди кото- рых был и Николай Васильевич Гоголь. Они использовали многие гоголевские приемы, но особый интерес представляют лирические отступления, гневный, восторженный или торжественный пафос которых проникает в сатирический текст, как у Гоголя, так и у авторов дилогии. Лирические отступления в поэме разнообразны. Это и сатирические зари- совки Гоголя, и рассуждения писателя о литературе, и иронические наблюде- ния над особенностями русской жизни, и мысли о широте русской души и бу- дущем страны: «... Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? » [4; 235]. Лирические отступления в романах об Остапе Бендере, это рассуждения о московском быте, служащих, маленьком человеке в большом мире, дорогах. В романе «Двенадцать стульев» лирические отступления преимущественно но- сят сатирических характер, например: «Граждане! Уважайте пружинный мат- рац в голубых цветочках! Это — семейный очаг, альфа и омега меблировки,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=