Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
293 – образование форм обучения, социальных, нравственных и познаватель- ных потребностей. Все приведенные выше функции используются в различных видах практи- ческой и теоретической деятельности студента и определяют его отличитель- ные признаки [5]. Проблемное обучение выявляется путем постановки (преподавателем) и разрешение (студентом) проблемного вопроса, задачи и ситуации. Проблемный вопрос предполагает поиск и различные варианты ответа, т. е. заранее готовый ответ здесь невозможен. Проблемная ситуация – основная составляющая проблемного обучения, с помощью которого возникает идея, познавательная потребность обучаемых, активизируется мышление. Наиболее точно и поэтапно компоненты проблемной ситуации разработа- ны психологом А. М. Матюшкиным. В психологической структуре он выделяет такие компоненты проблемной ситуации: – неизвестное достигаемое знание или метод действия; – познавательная нужда, побуждающая человека к интеллектуальной дея- тельности; – интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт [7]. Проблемным называется занятие, на котором преподаватель целенаправ- ленно создаёт ситуации для поисковой деятельности студентов при получении и усвоении новых знаний и способов действий. Структурными элементами проблемного занятия являются: актуализация существующих знаний, необходимых для решения проблемы;· усвоение новых знаний и способов действий, позволяющих осмыслить различные пути ее ре- шения; формирование соответствующих умений и навыков [1]. Итак, в основании проблемной ситуации лежит задача, направленная на изменение объекта познания, на поиск путей решения, предусматривая выбор различных способов ее решения. Проблема или проблемная ситуация является такой из-за того, что в ней находятся неизвестные, как бы неясности, которые должны быть заполнены, – «игреки», на место которых должны быть поставле- ны знания [5]. Анализ современного опыта преподавателей экономических дисциплин позволяет представить алгоритм применения проблемного обучения на заняти- ях по экономике [3]. 1. Постановка учебной проблемной ситуации (истинной или придуманной) для того чтобы заинтересовать учащихся поставленной проблемой и обосно- вать необходимость ее рассмотрения. 2. Постановка познавательной задачи (или задач), создающей из постав- ленной проблемной ситуации, ясна ее определение. 3. Исследование разных условий, описывающих поставленную задачу, об- суждение методов моделирования ее условия или изменение существующей схемы наиболее легкой и наглядной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=