Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
292 М. И. Шатский Факультет технологий и бизнеса, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СТУДЕНТАМИ ДИСЦИПЛИН ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА Проблемное обучение – одна из важнейших технологий, позволяющая реа- лизовать современные требования к образованию и развитию личности обу- чающихся в условиях гуманизации педагогической науки и практики. Проблемное обучение можно рассматривать как технологию развивающе- го образования, ориентированного на интенсивное приобретение студентами знаний, организацию способов исследовательской познавательной деятельно- сти, на привлечение их к научному поиску, творчеству, на развитие профессио- нально значимых качеств личности. Основная дидактическая цель проблемного обучения заключается в преподавательском управлении активной поисковой работой обучающихся. Отечественные психологи Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, З. И. Кал- мыкова и др. разработали теоретические подходы и дали психологическое обоснование процесса реализации проблемного обучения, сущность которого заключается в постановке перед студентами определенной проблемы, познава- тельной задачи, организации исследования путей и способов ее решения сту- дентами (при прямом участии преподавателя или самостоятельно) [4]. Исследователями в области педагогики также накоплен немалый потенци- ал в сфере проблемного обучения. Среди ученых, внесших существенный вклад в разработку этого направления, следует отметить М. И. Махмутова. Им были сформулированы сущностные характеристики проблемного обучения, описаны основные его функции. Применяя положения его теории к обучению студентов, возможно пред- ставить функции проблемного обучения следующим образом. Общие функции проблемного обучения: – усвоение студентами системы знаний и способов умственной и практи- ческой деятельности; – развитие интеллекта обучающихся, т. е. их познавательной самостоя- тельности и творческих способностей; – развитие мышления студентов; Специальные функции проблемного обучения – развитие у студентов навыков творческого усвоения знаний (использование системы логических приёмов или частичных методов творческой деятельности); – развитие умений творческого использования знаний (применение усвоен- ных знаний в различных ситуациях) и способность решать учебные проблемы; – формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение способами научного исследования, решения практических задач и художест- венного отображения действительности);
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=