Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
289 качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской куль- туры, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание явля- ется не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышле- ние, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах» [3, с. 192]. Поэтому, оценка критического мышления дает много возможностей для полу- чения более полной картины о развитии рефлексии. Рефлексию невозможно сформировать на достаточно высоком уровне, если учащийся не умеет правиль- но строить рассуждения, аргументировать свои мысли, делать умозаключения, строить доказательства, оценивать тексты, доводы и аргументы других людей и т. д. Если же учащийся в совокупности обладает всем этим, включая способ- ность к рефлексии, то это означает, что у него сформировано критическое мыш- ление. Таким образом, оценивая критическое мышление, мы получаем возможность получить представление, как о развитии рефлексии, так и о ее предпосылках – навыках и умениях, на основе которых она формируется. В процессе преподавания в школе в период производственной педагогиче- ской практики мною были составлены три самостоятельные работы для оценки уровня развития критического мышления у семиклассников. В процессе разра- ботки самостоятельных работ был сформирован перечень умений, которые должны оцениваться, и разрабатывались задания, соответствующие этому пе- речню: поиск и выделение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умение осознанно и произвольно строить рече- вое высказывание в устной и письменной форме; выдвижение гипотез и их обоснование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависи- мости от конкретных условий. При обработке и интерпретации результатов выполнения заданий уровень сфор- мированности умений критического мышления определялся по следующей шкале: Высокий уровень – если учащийся получил 5; Средний уровень – если учащийся получил 4; Ниже среднего уровень – если учащийся получил 3; Низкий уровень – если учащийся получил 2. В соответствии с разработанным методическим сопровождением категории (виды) умений критического мышления оценивались в нашем исследовании как сформированные, частично сформированные и не сформированные. Если для заданий, относящихся к соответствующей категории умений, учащийся дает правильный ответ и правильное (совпадающее с ключом) обоснование, то уме- ние считается сформированным. Если для задания нет ни правильного ответа, ни правильного обоснования, то умение не сформировано. При других вариан- тах ответа умения рассматриваются как частично сформированные. Самостоятельные работы проводились в МБОУ «СОШ № 5» г. Донской. Общий анализ результатов первой самостоятельной работы показал, что у большинства учащихся класса критическое мышление сформировано на уровне ниже среднего (82 % на уровне частичной сформированности). Низкий уровень сформированности у 9 % учащихся и у 9 % – высокий. Результаты ито- говой самостоятельной работы показали, что увеличивалось число учащихся с высоким и средним уровнем сформированности критического мышления.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=