Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

286 Подобные монологические высказывания могут быть отнесены к несколь- ким уровням: – словоформа; – фраза; – словосочетание; – текст; – сверхфразовое единство. К особенностям монолога, раскрывающим его сущность, относятся: – относительно непрерывный характер высказывания; – последовательность и логичность построения; – коммуникативная направленность. Рассматривая каждую особенность подробнее, нельзя не отметить – непре- рывный характер высказывания подразумевает, что процесс формирования и реализации монолога длится определенное количество времени, учитывая его не прерывания сторонними факторами. Данная особенность говорит о специфи- ческой психологической настроенности оратора, и о специфической организации его высказывания. Главным механизмом, с психологической точки зрения, в данной ситуации будет являться сверхфразовое упреждение. Его суть заключа- ется в неком предвидении или прогнозировании исходов в речевых ситуациях, таким образом, без него любое высказывание становится невозможным. Следующей особенностью является последовательность и логичность мо- нолога. Она отвечает за развитие ключевой идеи в последующем раскрытии монологического высказывания. Ключевые моменты должны быть пояснены и обоснованы, но это не означает, что место ключевой фразы в высказывании строго фиксировано. Главное – это соблюдение ее наличия и уточнение или до- полнение в ходе самого монолога. Коммуникативная направленность в свою очередь подразумевает легкость восприятия монолога для окружающих. Всевозможные высказывания, состоя- щие исключительно из сухого перечисления действий вряд ли будут приятны для восприятия. Поскольку они представляют собой лишь временную логич- ность, но не необходимую смысловую. Рассмотрим основные этапы обучения монологу в рамках сверхфразового единства: На первом этапе вырабатывается умение высказать одну логически за- конченную мысль, то есть утверждение по теме на уровне одной фразы. На- пример, учитель обозначает тему, а учащиеся по очереди произносят по од- ной любой фразе. Если ученик произносит два предложения, то они могут представлять собой два самостоятельных высказывания, обязательной связи между ними нет. Второй этап начинается тогда, когда от учащихся требуется обратить вни- мание на логическую связь сказанных фраз. На этом этапе становится важным преодолеть полученное противоречие. Другими словами здесь необходимо оту- чить учащихся произносить бессодержательный набор предложений и учить их высказываться логически.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=