Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

285 А. О. Чеснюк Факультет иностранных языков, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – В. Н. Андреев ОСОБЕННОСТИ СВЕРХФРАЗОВОГО ЕДИНСТВА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА ПРИМЕРЕ МОНОЛОГА На уроках английского языка школьников обучают не только чтению и по- ниманию зарубежной литературы. Ученики также осваивают устную и пись- менную речь, приобретают навыки общения. Безусловно, среди многих приоб- ретенных навыков стоит выделить умение говорения: способность поддержать беседу на английском языке, грамотно расставляя все смысловые ударения и, при необходимости, выдерживая логические паузы. Таким образом, решение коммуникативной задачи становится непомерно сложным без осознания школьниками понятия сверхфразового единства, помогающего связывать поток речи в единое целое, расставляя в нем смысловые акценты. Рассматривая данное понятие более подробно, стоит отметить, что сверх- фразовым единством считается группа тесно взаимосвязанных оконченных предложений, образующих собой особую синтаксико-стилистическую единицу. Сверхфразовое единство также принято называть «сложным синтаксическим целым», подразумевая под этим речевую единицу или же отрезок речи, состоя- щий из нескольких предложений, объединенных между собой по смыслу. Сверхфразовое единство формируется на основе высказывания, представ- ляющего собой лексически наполненную единицу речи, выражающую кон- кретную целеустановку. Высказывание же в свою очередь является реализо- ванным предложением. Изучая понятие сверхфразового единства, нельзя упустить из внимания такие термины как тема и рема. Тема, означающая исходный пункт высказывания, явля- ется в основном известной читателю или слушателю информацией. Рема же, представляющая собой ядро предложения, в свою очередь обозначает ту часть высказывания, которая еще не знакома получателю и является для него новой. Более подробно говоря о процессе организации сверхфразового единства, стоит отметить, что он происходит через тема-рематическую последователь- ность, в которой осуществляется поэтапная тематизация ремы. Тема чаще всего стоит в начале предложения, а рема занимает конечное место. Например: Mike (T) gave a pencil to Kim (R). Сверхфразовое единство выходит за рамки одного предложения и, вы- страивая по смыслу предложения, переходит в абзац, характеризующийся в письменности единством системы. В устной же речи подобные высказывания принято считать монологом. По сути, монолог представляет собой форму речи, выстраиваемою челове- ком, который самостоятельно определяет композицию, структуру данной фор- мы речи и подходящие языковые средства.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=