Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
282 И реальное, и художественное пространство обладают дискретным харак- тером. Реальное пространство непрерывно, но делится на ряд самостоятельных величин. Художественное пространство еще более дискретно. В рамках литера- турного произведения, автор вынужден отражать реальное пространство пунк- тирно, перенося персонажа из одной точки в другую и опуская из вида сам про- цесс перемещения. В таком случае, все перемещения персонажа являются чисто условными. Несмотря на отсутствие в тексте произведения значительных фрагментов повествования, читатель воспринимает весь объем пространственного конти- нуума, т. к. восполнение отсутствующих элементов происходит субъективно, в сознании читателя. В этом проявляется перцептуальный характер пространст- венного континуума. Еще одно свойство реального пространства – однородность – прямо про- тивоположено характеристике пространства художественного, которое по сво- ей сути неоднородно. Дело в том, что персонажи литературного произведения существуют как бы в нескольких пространственных плоскостях: их сюжетные линии переплетаются и расходятся, с ними происходят разные события, они могут существовать в разных временных пространствах. Также неоднородность выражается в разной степени точности отображения реального пространства: автор может как мельком назвать обстановку, в которую он поместил действие, так создать объемное, практически осязаемое пространство. Бесконечность, еще одна характеристика реального пространства, также не совпадает с характеристикой пространства художественного, которое по своей сути почти всегда конечно и определяется задумкой автора. Наконец, связность, характерная для реального пространства, также не всегда является характеристикой пространства художественного. Проявляется связность, прежде всего, в том, что реальное пространство нельзя разделить на отдельные несвязанные части. Пространство художественного произведения, в свою очередь, далеко не всегда связно. Действия в тексте могут происходить в плоскостях, не связанных между собой ни пространственными, ни временны- ми параметрами. Таким образом, можно выделить следующие характеристики пространства художественного текста: протяженность, связность, прерывность / непрерыв- ность, структурность, трехмерность и связь со временем. Учитывая вышеприведенные характеристики художественного простран- ства, а также степень его объектной наполненности, характер взаимодействия субъекта с ним (явный/неявный), точку зрения наблюдателя, Ю. М. Лотман го- ворит о психологическом, географическом, точечном, фантастическом, косми- ческом и социальном типах литературно-художественных моделей пространст- ва, каждый из которых обладает собственным набором характеристик. Рассмотрим подробнее каждый из вышеперечисленных типов: Психологические (замкнутое в субъекте) пространство характеризуется погруженностью во внутренний мир субъекта. Например, в стихотворении “My Heart’s in the Highlands” (Robert Burns) явно прослеживается погружение во внутренний мир автора:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=