Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
281 А. Д. Чаплыгина Факультет иностранных языков, II курс магистратуры (очная форма обучения) Научный руководитель – Д. А. Разоренов КАТЕГОРИЯ ПРОСТРАНСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ Человек существует в определенный временной период и окружен опреде- ленным пространством, это те проявления реальности, с которыми мы сталки- ваемся, как только начинаем осознавать себя и познавать окружающий нас мир. Согласно определению энциклопедического словаря русского языка, простран- ство – «одна из основных категорий бытия, форма существования материи, от- ражающая протяженность и расположение предметов в мировом континууме и их положение относительно друг друга». Мы осознаем себя в пространстве, определяя свое положение относительно других предметов и людей. Таким об- разом, пространство имеет большое значение для человека. Как реальное пространство играет огромную роль в существовании чело- века, так и пространство художественное играет важную роль в построении ху- дожественного текста. Ю. М. Лотман считал, что «язык художественного про- странства – один из компонентов языка, на котором говорит художественное произведение» . Читатель погружается в пространственный мир образов с пер- вых страниц, причем, чем точнее реальный мир находит своё отражение в мире литературном, тем быстрее пропадают условности, разделяющие их, что позво- ляет лучше прочувствовать произведение, ощутить себя его частью. Проблемой определения понятия «художественное пространство» занимались многие авторы. Среди них такие знаменитые ученые, как М. М. Бахтин, И. Б. Род- нянская, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман. При этом, большее количество авторов говорит о тесной связи мира реального и вымышленного, другими словами, о взаимосвязи реального и художественного пространства. Так, Д. С. Лихачев считал, что «Мир художественного произведения – результат и верного ото- бражения, и активного преобразования действительности. B своем произведе- нии писатель создает определенное пространство, в котором происходит дейст- вие. ... Пространство, создаваемое автором в его произведении, может обладать своеобразными «географическими» свойствами, быть реальным или вообра- жаемым, как в сказке…». В свою очередь, Ю. М. Лотман говорил о том, что ху- дожественное пространство представляет собой авторскую модель реального мира определенного автора, выраженная с помощью языка, характерного для данного автора. Стоит отметить, что художественное пространство, хотя и сходно с реаль- ным, не является его точной копией. Это «перцептуалное пространство», и изо- бражение его целиком зависит от автора: его субъективного видения мира, по- ставленных в произведении задач и т. д., хотя ряд характеристик реального пространственного континуума находят своё отражение в пространстве худо- жественном. Рассмотрим подробнее некоторые их сходства и различия:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=