Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

278 Далее проводится анализ семантики выделенных ключевых слов и устойчи- вых выражений с ними. Подобная интенсивная работа с текстом позволяет учи- телю разработать различного рода упражнения (на синонимию и антонимию, со- четаемость слов, многозначность и т. д.), а также снять возможные трудности на пути восприятия и понимания учащимися содержания аутентичного текста, на- пример, снабдив его комментариями или незначительно адаптировав. Как считают некоторые методисты [4, 5], простое чтение аутентичных тек- стов малоэффективно для формирования устойчивых языковых умений и навы- ков. В этой связи особую важность приобретают так называемые аутентичные, или реальные задания (англ. authentic tasks), которыми необходимо снабжать подобные тексты. Под ними понимаются учебные задания, соответствующие реальным коммуникативным задачам, с которыми имеют дело носители языка в повседневной жизни. В таких заданиях учащимся предлагается отреагировать на речевые сообщения так же, как это обычно происходит в естественных си- туациях общения. Таким заданием может стать поиск необходимой информа- ции, написание заметок, письма, прошения, жалобы, запроса, заполнение анке- ты, прохождение опроса и т. д. Например, содержание телегида может вызвать бурную дискуссию по поводу того, что смотреть вечером. Таким образом, уча- щиеся должны научиться реагировать на аутентичные тексты так, как это де- лают носители языка в реальной жизни. Для того чтобы определить, каким типам аутентичных текстов и заданий к ним отдают предпочтение авторы современных учебно-методических ком- плексов по английскому языку для средней школы, мы проанализировали два учебника по английскому языку для 8 класса, а именно “Spotlight” авторов Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подолянко, В. Эванс и “English” авторов В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова, И. П. Костина и др. Поскольку точно определить на практике степень аутентичности того или иного текста достаточно сложно и не всегда целесообразно, объектами нашего исследования выступили как подлинно аутентичные, так и полуаутентичные тексты, отве- чающие нескольким критериям аутентичности. В “Spotlight” присутствуют следующие виды аутентичных текстов: статьи из журналов для подростков, комиксы, записки с напоминаниями, электронные сообщения и письма, открытки c поздравлениями и пожеланиями, анекдоты, юмористическое стихотворение, кулинарные рецепты, личные письма, письма из колонки советов в журнале, отрывки из рассказов людей, логотипы органи- заций, постеры, объявление о вакансии, инструкция, карта мира с подписями, цитаты из высказываний известных людей, туристическая брошюра, советы из туристического справочника, диаграмма, различные типы объявлений, таблицы со статистическими данными, знаки, вывески, указатели, тексты песен, статьи и др. Некоторые из данных текстов размещены за пределами раздела “Reading”, однако умение их эффективно читать необходимо для выполнения заданий на контроль сформированности грамматических и лексических навыков, умений письма, говорения, аудирования. Авторы “English” включили в учебное пособие следующие виды аутентич- ных текстов: карты страны изучаемого языка и её столицы с подписями, карта

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=