Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

272 Д. Ж. Халил Факультет иностранных языков, II курс магистратуры (заочная форма обучения) Научный руководитель – Ю. Н. Антюфеева ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ (на материале англоязычных сказок) Процесс обучения иноязычной речевой деятельности представляет собой актуальную научную проблему, которая затрагивает несколько предметных об- ластей, таких как лингвистика, психолингвистика и лингводидактика. Как отмечает Ф. М. Литвинко, лингводидактика занимается теоретическим обоснованием закономерностей взаимодействия преподавания языка (деятель- ность преподавателя), учения (деятельность обучающегося), содержания учеб- ного материала и технологии овладения персонифицированными знаниями [2]. Кроме того, процесс овладения иностранным языком в учебных условиях свя- зан с непосредственным процессом осмысления механизмов усвоения изучае- мого языка. Лингводидактика, будучи интегративной наукой, призвана дать описание данных механизмов усвоения языка и описать специфику управления этими механизмами в учебных условиях. Одним из таких механизмов является обучение чтению, о котором далее пойдет речь в статье. Необходимо отметить, что обучение чтению на иностранном языке как ви- ду речевой деятельности и как опосредованной форме общения является целе- вой доминантой в процессе обучения иностранному языку, так как не многие обучающиеся имеют возможность или ставят целью практиковать непосредст- венное общение с носителями языка, но возможность читать на иностранном языке использует практически каждый. В процессе обучения иностранным языкам чтение выполняет две функции: • чтение выступает как цель обучения, т.е. является видом речевой деятель- ности, посредством овладения которой обучающийся извлекает информацию; • чтение является средством обучения другим видам речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо) [3]. Данные функции безусловно взаимосвя- заны, так как, чтобы чтение стало средством, оно должно стать целью. Согласно требованиям основной образовательной программе основного общего образования, в процессе овладения таким явлением, как чтение, обу- чающиеся учатся читать аутентичные тексты, которые содержательно соответ- ствуют коммуникативным и познавательным потребностям и интересам уча- щихся, а также понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержа- ния (ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение), с из- влечением нужной/требуемой информации (просмотровое или поисковое чте- ние)[4]. По мнению А. В. Рубцовой, направленность чтения на освоение литературоведческой, страноведческой и культуроведческой информации ори- ентирует обучаемого не только на более глубокое отношение к иноязычному

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=