Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

266 Несомненно, смена классного руководителя также является серьезной про- блемой для пятиклассников. От его компетентности в вопросах организации деятельности классного коллектива, установки на позитивное и конструктивное взаимодействие с учащимися и их родителями, педагогами, умение предвиде- ния и превенции отклоняющегося поведения во многом зависит успешность адаптации пятиклассников к новой образовательной среде и ее требованиям [3]. В рамках данного исследования проводилась оценка психологической ат- мосферы в классе. При диагностике были получены следующие результаты: 45 % учащихся оценивают психологическую атмосферу в классе как оптимальную; 20 % – как нейтральную (безразличие) и, соответственно средний уровень эм- патии психолого-педагогического общения; 35 % – как негативную, т. е. преоб- ладает недоброжелательность, отсутствие взаимопонимания, неудовлетворен- ность взаимоотношениями, равнодушие. Таким образом, школьная дезадаптация – это сложный многофакторный процесс, обусловленный различными причинами, среди которых социально- педагогические и психологические – наиболее значимые. Степень их проявле- ния зависит от объективных факторов (нормативные требования стандарта об- разования, влияние цифрового общества, большая наполняемость класса и т. д.) и субъективных (индивидуальные психологические особенности учащихся, за- кономерности их развития и проявления возрастных кризисов; стили взаимо- действия на разных уровнях; отсутствие индивидуально-дифференцированного подхода со стороны учителей-предметников и др.) Теоретический анализ и изучение практики по проблеме школьной деза- даптации показал, что для пятиклассников многое в их социальной ситуации развития оказывается новым: усложняются требования стандарта к образова- тельным результатам, появляется предметное обучение, резко усиливается на- грузка на познавательную сферу, возникает необходимость взаимодействия с разными учителями, все большая ориентированность учебного процесса на самостоятельность и активность при решении образовательных задач. Все это не только усложняет адаптивные формы поведения, приводит к совершенство- ванию механизмов саморегуляции, но и может влиять на длительность прояв- ления дезадаптивных признаков. Понимание данных причин школьной дезадаптации у пятиклассников обу- словливает необходимость не только своевременной диагностики их проявле- ния, но и разработки учителем превентивных мер. Среди них несомненное зна- чение имеет ориентированность на ценности личности и готовность применять индивидуально-дифференцированный подход в организации образовательного процесса для достижения всеми учащимися качественных образовательных ре- зультатов и их полноценного развития на последующих этапах социализации. Литература 1. Варламова, А. Я. Школьная адаптация / А. Я. Варламова.– ВолГУ: Ин-т проблем личностно ориентированного образования, 2005.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=