Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

264 В. В. Трихин Факультет математики, физики и информатики, II курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПЯТИКЛАССНИКОВ: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ ВЫЯВЛЕНИЮ Переход учащихся на ступень основного образования, как и другие перио- ды социальной ситуации их развития, сопряжен с целым рядом особенностей и трудностей, среди которых явлению школьной дезадаптации принадлежит одно из ключевых мест. Данный психолого-педагогический феномен выступает альтернативой адаптационным процессам и, как правило, проявляется в резком снижении успеваемости, неспособности успешно осваивать образовательные программы в соответствии с нормативными требованиями, сложности конст- руктивного взаимодействия ученика с другими субъектами образовательной среды, в таких психоэмоциональных состояниях, которые характеризуются от- сутствием интереса к обучению, чувством страха перед учителями, боязнью не справиться с решением учебных задач и заданий; негативизмом, проявлением агрессии в отношениях с одноклассниками, педагогами и пр. В связи с этим учеными выделены группы детей академического риска, социального риска, риска по здоровью, с комплексными проблемами [4, с. 120]. Уровень проявления дезадаптивных характеристик у учащихся также раз- личен. Проведенное нами исследование, в котором приняли участие 22 пяти- классника МАОУ № 2 (дер. Дрожжино Московской области) позволило полу- чить следующие данные: 36 % (8 человек) имеют высокий уровень школьной дезадаптации, 45 % (10 человек) – средний уровень, 18 % (4 человека) – низкий уровень школьной дезадаптации [5, с. 9–10]. Чтобы повлиять на решение проблемы недостаточно только выявить ее наличие и признаки, важно установить причины, обусловившие ее появление. Анализ работ по вопросам школьной дезадаптации показал разнообразие точек зрения на причины столь сложного и многофакторного явления. Так, Н. Н. Са- вина отмечает, что причинами различных реакций учеников при одинаковой организации учебного процесса «могут быть как внешние, так и внутренние требования: цели, ценности, оценки» [4, с. 119]. Выделяют также биологиче- ские, психологические и социальные группы факторов школьной дезадаптации. Учитывая мнение психологов, что дезадаптация формируется вследствие на- рушений адаптационных механизмов организма, субъекта и личности, причины ее возникновения можно сгруппировать и представить как индивидуально- психологические и социально-педагогические. К первой группе причин, обусловливающих возникновение школьной де- задаптации у учащихся при переходе на основную ступень школьного образо- вания, возможно отнести: низкий уровень учебной мотивации (у ряда учащихся сохраняется дошкольная ориентация на внешние атрибуты); несформирован-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=