Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

26 А. В. Бондаренко Факультет физической культуры, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И БОГА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» Творчество Ф. М. Достоевского оказало большое влияние на мировую культуру, философию, а так же социологию. Произведения Достоевского, не- сомненно, несут в себе актуальное значение для современной эпохи, для любо- го времени, поскольку все проблемы, которые подняты в них имеют отклик и сегодня. Его творчество полностью пропитано философской мыслью, столь же близкой людям нашего времени. Работы мыслителя многогранны, изобилу- ют множеством значимых проблем, однако, главной для писателя была тема человека. Бытие человека для мыслителя – это тайна, которую он пытается раз- гадать в своих произведениях. Для этого он вовлекает своих героев в особые условия, позволяющие определить позицию человека по отношению к вечным проблемам бытия. Все вопросы, которые не давали покоя писателю, приходят к своему цен- тру – к идее Бога. Он страдает этой идеей. Достоевский приходит к выводу, что у вопроса человеческого познания никак не может быть чисто интеллектуаль- ного решения. Глубочайшая вера в Бога, по мнению писателя, создает устойчи- вую опору в любых происках судьбы. Отсюда в человеческой душе возникает умиротворенность и спокойствие за судьбу мира и свою собственную жизнь. Раскрытие проблемы взаимоотношений человека и Бога можно наблюдать в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» [1]. Мыслитель открывает читателю образ трех братьев. Он выставляет их как нечто духовное, собранное в единую структуру: в Иване наблюдается начало рассудка: его умение логиче- ски и рационально мыслить, прирожденный скептицизм; чувственное начало представлено в Дмитрии; а начало воли найдено в Алексее. Братья связаны ме- жду собой сюжетным, полно событийным уровнем, вырастая из одного родово- го корня, который показан в их отце. Дмитрий – персонаж, который живет ис- ключительно страстями и порой он настолько ими обуреваем, что не в состоянии сладить с ними. Его жизнь – один большой порыв. Это «нравст- венно широкая натура», представляющая собой «поле битвы» божеского и дья- вольского [1]. Он не идет на преступление (убийство), поскольку его спасает Бог. А значит, он все же не безвозвратно потерян и способен покаяться. У Дмитрия понятия о мировом порядке основываются именно на вере в Бога. Иван – это человек разума, в отличие от Дмитрия. Он познает жизнь ра- циональным путем: все взвешивает, анализирует, задает очень много вопросов и самостоятельно ищет на них ответы. Иван делает попытки выйти за пределы своей относительности. Это и есть объяснение его этического максимализма и его «неприятие человека» [1]. Иван думает, что если Бог допускает чьи-то стра-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=