Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

259 Г. С. Тараканова Факультет иностранных языков, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. А. Разорёнова АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ДЕНОТАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА АНГЛОЯЗЫЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Денотативное пространство художественного текста является неотъемле- мым компонентом семантического пространства и обусловлено когнитивным подходом к его изучению. Денотативное пространство художественного текста – это продукт инди- видуально – авторского восприятия мира в форме художественного текста, от- ражающего глобальную ситуацию, но все же являясь не слепой копией, а ин- терпретацией, состоящей из микроситуаций и макроситуаций, связанных определенными отношениями и в итоге раскрывающими главную тему художе- ственного произведения. Денотативному пространству соответствует семанти- ческая макроструктура, состоящая из связанных макропропозиций, которые от- ражают авторские знания о глобальной ситуации, описываемой в тексте. Что же касается алгоритма анализа денотативного пространства художест- венного текста, то наиболее удобным, и охватывающим все стороны данного аспекта, является алгоритм, предложенный Л. Г. Бабенко и Ю. В. Казариным. По их мнению, анализ денотативного пространства текста должен иметь сле- дующий алгоритм: 1. Анализ нужно начинать с определения глобальной ситуации текста, ко- торая соответствует главное теме литературного произведения и обычно пред- ставлена в заглавии. 2. Вторым шагом в анализе денотативного пространства является выделе- ние макропропозиций, отображающих макроситуации. 3. На данном этапе происходит обобщение особенностей текстового дено- тативного пространства. Здесь необходимо оценить степень связи вымышлен- ного мира с действительностью, степень обобщения и конкретизации, и раз- личные взгляды на интерпретацию одной и той же ситуации. 4. На финальной стадии анализа должны быть сделаны выводы о связи глобальной ситуации и макроструктуры текста и концептуальным глобальным значением. Для анализа нами был выбран рассказ Рея Брэдбери «The Green Morning», вошедший в цикл рассказов «Марсианские хроники» и рассказывающий о ко- лонизации Марса. Произведение является одним из ярчайших представителей фантастического жанра, и именно поэтому представляет особый интерес с точ- ки зрения анализа его денотативного пространства. Рассказ «The Green Morning» рассказывает о событиях, происходящих в августе 2001 года. Основ- ным сигналом глобальной ситуации является ключевое слово «Morning», кото- рое вынесено в сильную позицию текста – в позицию заглавия. Утро является также и кульминацией рассказа. Это слово в заглавии дает намеки на содержа-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=