Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
255 В. Ю. Сухотина Факультет иностранных языков, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Л. В. Миляева ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Данная статья имеет реферативный характер и раскрывает суть такого по- нятия как Интернет – дискурс и его значимость с точки зрения лингвистики. Для начала хотелось бы упомянуть об истоках термина, о котором пойдет речь. Термин «дискурс» восходит к античному времени, когда в древнем Риме этим понятием определяли беседы ученых. В XIX в. этот термин приобретает другие значения. В словаре немецкого языка 1860 года термин «дискурс» имеет два значения: 1) диалог, беседа; 2) речь, лекция. Как лингвистический термин «дискурс» начал употребляться только в 50- х гг. XX в. после того, как в свет вышла статья американского лингвиста З. Харриса «Анализ дискурса», который обозначил дискурс как «метод анализа связанной речи», предназначенный «для расширения дескриптивной лингвис- тики за пределы одного предложения в данный момент времени и для соотне- сения культуры и языка» [4, с. 83]. Дискурсивные исследования имеют различные формы. Исследования дис- курса в отечественной лингвистике главным образом направлены на изучение са- мостоятельных типов дискурса: педагогический (О. В. Коротеева), конфликтный (А. В. Фадеева), аргументативный (А. Д. Белова), политический (Е. И. Шейгал), рекламный (Е. Е. Ткачук-Мирошниченко), оценочный (Н. Н. Миронова), юриди- ческий (Т. А. Скуратовская) и др. Анализ дискурса проводится с позиций психо- лингвистики (В. В. Красных), прагмалингвистики (Т. А. ван Дейк, М. Л. Макаров), лингвокультурологии (В. И. Карасик, А. В. Попова), когнитивной лингвистики (Дж. Лакофф, В. А. Звегинцев). Рассмотрим точку зрения Т. А. ван Дейка на определение дискурса. Т. А. Ван Дейк – автор 32 книг, монографий и около 200 статей по вопросам дискурс – анализа, является профессором Амстердамского университета. По Т. А. ван Дейку, в широком смысле «дискурс есть коммуникативное событие, происхо- дящее между говорящим, слушающим (наблюдателем и др.) в процессе комму- никативного действия в определенном временном, пространственном и проч. контексте. Это коммуникативное действие (КД) может быть речевым, письмен- ным, иметь вербальные и невербальные составляющие. Типичные примеры – обыденный разговор с другом, диалог между врачом и пациентом, чтение газе- ты» [6]. В России проблемой создания лингвокультурных концептов и типов дискурса занимался доктор филологических наук, профессор Владимир Ильич Карасик. Также он рассматривал вопрос отношения текста к дискурсу. В своих работах В. И. Карасик указывает, что «данное отношение опосредовано момен- том высказывания» [2, 5]. Так, «дискурсы устной сферы общения в основном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=