Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

245 всей жизни ребенка, но особенно сильно ощущается в первые годы его разви- тия. Место семьи в социальной структуре, образовательный уровень родителей, профессия, социальная, этническая и религиозная принадлежность, материаль- ное состояние, духовные интересы, ценности, образ жизни отражается на фор- мировании личности [2, с. 457]. Специалистам ясно, что одна и та же домини- рующая черта в личности или в поведении родителя в состоянии вызвать разные формы реакции со стороны ребенка. Деспотичная мать, например, мо- жет формировать у своего ребенка аналогичные черты характера – грубость, несдержанность и наоборот, более либеральная – противоположные им качест- ва, эмоциональную теплоту, предсказуемые реакции и понимание. Родителям, которые хотят воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необхо- димо анализировать как его поведение, так и свое собственное. Иногда возни- кает вопрос: А какой характер, какие наклонности, какие особенности поведе- ния необходимы для правильного воспитания ребенка? Трудно однозначно ответить на эти вопросы, но не будет ошибкой сказать: проявление позитивиз- ма, эмпатии, любви, заботы. Другими словами, сопереживать и разделять чув- ства детей. Постоянное и тактичное всматривание во внутренний мир ребенка, в его изменение, в особенности его душевного мира, являются предпосылками, которые создают основу глубоких и прочных взаимоотношений между детьми и родителями. Необходимо признать право ребенка на индивидуальность. При этом воспитании ребенок развивается, преодолевает страх и тревожные состоя- ния. Заботливые родители стремятся формировать в своих детях эмоциональ- ные переживания, которые постепенно закаляют их волю и характера. Невни- мательные в этом отношении, часто меняющие свои решения, постоянно раскаивающиеся родители, могут потерять доверие и уважение своего ребенка и воспитать у него неспособность принимать самостоятельные решения. Тут следует обратить внимание на факт, что независимо от индивидуаль- ного облика, который имеет каждая семья, эмоциональный контакт родителей с их детьми имеет важную роль в учении и усвоении действующих ценностных стандартов и влияет на целостное формирование детского характера. Хорошее родительство – это родительство в интересах ребенка [7, с.2]. Выделяются несколько существенных элементов ответственного родительства: – забота – отзывчивость к детской необходимости в любви, эмоциональной теплоте, безопасности и принадлежности, как надежная основа, на которой ре- бенок может развиваться; – направление – определение ежедневных правил приемлемого и неприем- лемого поведения; – уважение индивидуальности – собственного мышления, идей и предпоч- тений и взгляд на мир; – предоставление возможности и поддержки для большей независимости – помощь в усвоение новых умений, развитие чувства успеха и веры в собствен- ные возможности. Все сказанное дает основание сделать вывод, что роль семьи исключи- тельно важный и значимый воспитательный фактор, независимо от динамики условий, в которых мы живем. Роль, которую невозможно заменить никакой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=