Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

242 билизации нуклеарной семьи. Традиционная нуклеарная семья перестает доми- нировать как форма социального сожительства. Увеличивается количество без- брачных гетеросексуальных сожительств как альтернатива узаконенного моно- гамного брака, утверждается двухнуклеарная семья, появляется сожительство и гомосексуальные пары, утверждается неполная семья. Важно отметить, что если жизненный путь ребенка начинается и продол- жительно наполняется отрицательными эмоциями и неприятными пережива- ниями, то накопление душевной энергии отравляется и развивается в неблаго- приятном направлении. Дети, заряженные положительной энергией, спокойны, эмоционально отзывчивы, общительны, любознательны и доброжелательны к окружающим. Но чтобы создать такую личность необходимо правильное се- мейное воспитание и правильная родительская позиция. Связь между лично- стью родителя и воспитанием ребенка сложная задача. Ее решение сильно за- висит от типа нервной системы ребенка и условий жизни в семье. На основании концепции о сущности воспитания как социального феноме- на, семейное воспитание можно определить как преднамеренное взаимодейст- вие родителей с ребенком, с целью формирования его гражданского облика, со- ответствующего личным, национальным и общечеловеческим ценностям и добродетелям [2, с. 458]. Это значит, что в центре воспитательного процесса в семье следует поставить личность ребенка, что значит: родители должны знать закономерности детского развития, особенности возраста, индивидуаль- ные возможности и способности, чтобы создавать нужные условия и использо- вать адекватные подходы и методы воспитания [там же]. С другой стороны, хо- рошее знание ребенка предполагает эффективное взаимодействие между использованными по отношению к нему воспитательными взаимодействиями между взрослыми из разных институций: родитель – учитель, тренер – роди- тель, священник – родитель, классный руководитель – учитель по данному предмету и т. д. Эффективное взаимодействие предполагает осуществление об- мена необходимой информации, связанной с особенностями здоровья ребенка, состоянием семейных отношений, его предпочтений, интересов, любимых за- нятий и т. д. Без таких знаний было бы трудно постичь понимание одного или другого поведенческого проявления ребенка [3, с. 123]. Из научной литературы известно, что воспитательная функция семьи вы- ражается больше всего посредством позитивного и ответственного отношения родителей к воспитанию и подготовке детей к жизни [1, с. 64]. Более того, эта функция остается. Воспитательный потенциал семьи включает в себя широкий круг особен- ностей, показателей, характеристик, факторов и условий, которые способству- ют гармоничному развитию ребенка. А именно [2, с. 457]: – условия психологического характера: внутренне-семейные отношения, статус и авторитет родителей; – гражданское сознание: отношение семьи к обществу и труду; – культура семьи: в быту, взаимоотношениях, духовной сфере; – структура семьи: количество членов, стадий в его развитии, образова- ние, профессия, материальная обеспеченность.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=