Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

239 культурная среда [2]. Одним из факторов определяющим характер и динамику формирования межличностных отношений являются традиции детского кол- лектива. Традиции школьного коллектива следует рассматривать как обычаи, порядки, правила поведения, прочно установившиеся в классе. Традиции со- держат богатый потенциал для развития межличностных отношений младших школьников. Наличие традиций в коллективе – это показатель прочности и ста- бильности межличностных отношений. Традиции влияют на развитие таких черт характера младших школьников, как ответственность, честность, также воспитывают чувства сопереживания, уважения к окружающим людям. В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что для того, чтобы улучшить меж- личностные отношения между младшими школьниками необходимо включить в работу класса традиции детского коллектива в которых соблюдены опреде- ленные педагогические условия. Первое условие, предлагает, что традиции должны обеспечивать формиро- вание диалогической основы взаимодействия учащихся друг с другом. Диалог является ведущим между людьми во всех сферах деятельности. Диалогическое взаимодействие учит понимать себя и окружающих, быть толерантным, пере- живать чувства радости, счастья и доверия. Посредством диалога реализуется потребность человека в общении и сотрудничестве. В дружественной, прини- мающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскры- вают свой творческий потенциал, личностно развиваются. Второе условие, предполагает, что традиции должны способствовать включению каждого ребёнка в систему межличностных отношений. Состояние «включенности» характеризуется интериоризацией цели деятельности; выпол- нением определенных действий, приносящих личности удовлетворение собст- венных интересов и потребностей. Совместная деятельность является объек- тивным фактором развития межличностных отношений, она позволяет проявить себя. «Взаимозависимость» в процессе деятельности укрепляет отно- шения между детьми, это позволяет каждому ребёнку проникнутся общим на- строением. Каждый ребёнок должен быть включен в деятельность и обязатель- но принимать участие в каждой традиции класса. Традиции в которых участвуют не все дети класса, не могут называться традициями. Третье условие, предполагает, что традиции должны вызывать удовлетво- рение межличностными отношениями, возникшими в процессе совместной деятельности. Удовлетворенность отношениями определяется как характери- стика субъективной стороны межличностных отношений на сознательном и бессознательном уровнях; психологическое состояние, обладающее мобили- зующим эффектом; включает чувство полноценности и стабильности межлич- ностных отношений при отсутствии страхов, подозрительности, напряженно- сти, чувства одиночества. Показателем удовлетворенности межличностными отношениями в детском коллективе является, когда ребёнок чувствует, как здо- рово ему было процессе совместной деятельности с другими детьми, как ему нравилось принимать участие в каком-либо деле. В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что традиции бу- дут способствовать развитию межличностных отношений младших школьни-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=