Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

238 А. Д. Середина Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Л. А. Орлова ТРАДИЦИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Проблема межличностных отношений остается актуальной на протяжении многих десятков лет. В психологической науке изучением проблемы занима- лись такие ученые, как В. Н. Мясищев, Е. П. Ильин, А. В. Петровский, изучени- ем специфики межличностных отношений в детском возрасте – Л. И. Божович, В. В. Абраменкова, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова. Теоретический анализ научной литературы приводит к пониманию поня- тия межличностных отношений младших школьников как особой системы «субъективно переживаемых связей между детьми, проявляющихся в совмест- ной деятельности и общении» [1]. С момента включения ребенка в школьный коллектив начинают развиваться межличностные отношения и в различных си- туациях младший школьник сталкивается со сверстниками с разной природной энергетикой, с разной культурой общения, с разной волей и отличным чувством личности [5]. Благоприятные межличностные отношения школьников положи- тельно влияют не только на их психическое состояние, успеваемость, познава- тельную деятельность, физическую активность, но и на микроклимат класса. Новые реалии социума приводят к тому, что младшие школьники большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с виртуаль- ной действительностью. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаи- модействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении. Исследования в области межличностных отношений в детском возрасте указывают на несформированность у младших школьников коммуникативных навыков и умений межличностного взаимодействия со свер- стниками. Дети, приходя в школу, проявляют ярко выраженные индивидуали- стические, «антикооперативные» тенденции, желание работать действовать и решать учебные задачи индивидуально, самостоятельно, не обращая внима- ния на мнение и действия партнера. Так, Д. И. Фельдштейн отмечает недоста- точную социальную компетентность детей младшего школьного возраста, бес- помощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать конфликты [4]. Межличностные отношения в классе во многом определяются учителем, он побуждает младших школьников к объединению в совместной деятельности – привлекательной по содержанию и результату: игра, подготовка спектакля, концерта, праздника. Организация под руководством учителя внеучебных ме- роприятий и коллективных дел способствует установлению в группе положи- тельного микроклимата, основанного на сотрудничестве, взаимопомощи, пони- мания и дружбы, т. е. таким образом, создается позитивная социально-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=