Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

237 звездное зеркало волн . Но колеблясь, упруго, лишь изредка складки тяжелые Набегают на влажный песок» [Бунин 2011: 153]; «В дурмане голубом дымяще- го навоза , В серебряной пыли туманно-ярких звезд » [Бунин 2011: 196] — через выделенные метафоры мы можем увидеть чуткость, наблюдательность и вни- мание поэта-художника ко всем проявлениям и состояниям мира природы. Представляя образы ночных звезд через драгоценные камни, И.А. Бунин запе- чатлевает мельчайшие оттенки их цвета, показывая неповторимый блеск и пе- реливы, сравнивает звезды с самоцветами – такая метафора вызывает в созна- нии читателя представление не только о цвете звезд, но и показывает оценку, отношение к ним самого автора, как к чему-то бесценному, значимому и ис- ключительному в своей неповторимости. При всей зримости и рельефности метафоры читатель может не только мысленно нарисовать в своем воображении объекты окружающей природы, но и почувствовать состояние и впечатления лирического героя от увиденного им. Это можно объяснить тем, что «для Бунина первичным был не человек и не от- дельные предметы, его окружающие, а мир во всей своей целостности» [Сли- вицкая 1994: 12]. Мастер ярких и точных описаний, И. А. Бунин всегда стремился к четкой конструкции, к ясному рисунку в изображении предметов и явлений реального мира. Конкретные по содержанию метафоры И. А. Бунина можно считать фото- графичными. Через метафоры природной лирики И. А. Бунина точно реализу- ется представление о форме, очертаниях и виде живописуемых поэтом объек- тов действительности. И. А. Бунин создает монументальный, но при этом легкий и нежный образ облаков. Импрессионистический характер метафоры, т. е. ее глубокий психологизм, ярче проявляется в пейзажно-философской лирике И. А. Бунина. Стихотворе- ние «Бретань», обращение к которому указывает на то, что метафора использу- ется поэтом тогда, когда он стремится наполнить произведение не только чув- ствами, но и размышлениями. В начале стихотворения возникает графически четкая реалистическая картина (Бретань – север Франции): «Ночь ледяная и немая, Пески и скалы берегов. Тяжелый парус поднимая, Рыбак идет на даль- ний лов» [Бунин 2011: 227]. Далее мы можем увидеть, что все стихотворение представляется нам развернутой метафорой: «Зачем ему дан ловчий жребий? Зачем в глухую ночь зимой Простер и ты свой невод в небе…» [Бунин 2011: 227]. Звездное небо сравнивается с сетью, а создатель мира – с «нещадным и немым» рыбаком, который ловит людские души, обрекая их на вечность. Литература 1. Бунин, И. А. Стихотворения / И. А. Бунин.– М., 2011. 2. Нефедов, В. В. Чудесный призрак. Бунин-художник / В. В. Нефедов.– Минск, 1990. 3. Сливицкая, О. В. О природе бунинской «внешней изобразительности» / О. В. Сливицкая // Рус. лит.– 1994.– № 1.– С.10. 4. Чуковский, К. И. Собрание сочинений: В 6 т. / К. И. Чуковский.–М., 1969.– Т. 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=