Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
236 Е. В. Сенина Факультет русской филологии и документоведения, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Л. В. Захарова СВОЕОБРАЗИЕ МЕТАФОРЫ В ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКЕ И. А. БУНИНА Пейзажная лирика занимает важное место в творчестве И. А. Бунина. Исследователи творчества писателя неоднократно подчеркивали одну важную отличительную особенность его пейзажной лирики – изобразительное начало. В аналитической работе «Ранний Бунин» К. И. Чуковский писал: «Бу- нин постигает природу исключительно зрением. Как и Фет, он – «соглядатай природы». Его степной, деревенский глаз так хваток, остер и зорок, что мы все перед ним – как слепые. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зе- леные, а глаза у них фиолетовые, а дым – сиреневый, а чернозем – синий, а жнивья – лимонные? … Он не столько певец, сколько колорист-живописец» [Чуковский 1969: 97]. Исследователь В. В. Нефедов развивает эту мысль: «Бу- нин, формируя процесс превращения ощущений в эмоции в словесной живопи- си, обозначает свой вклад в искусство реализма — «живописный или картин- ный реализм», как мы его назовём, в смысле уподобления словесного описания произведению профессионала кисти» [Нефедов 1990: 52]. Какие же поэтические средства позволяют художнику слова достичь тако- го же мастерства в создании картины природы, как живописцу – изображения красками на холсте? Прежде всего, это точные описания и эпитеты. Если ка- саться предмета нашего исследования – метафоры, которая по своему назначе- нию предполагает большую степень абстрагирования, нежели эпитеты, олице- творения и сравнения, придавая образу более условный или ассоциативный характер, то следует сказать, что метафора реже встречаются в пейзажной ли- рике И. А. Бунина, но при этом метафорика поэта яркая и ёмкая, а порою носит даже импрессионистический характер. Так, в примерах : «Плывут узоры туч прозрачною фатою » [Бунин 2011: 12]; « Лес , точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пест- рою стеной стоит над светлою поляной» [Бунин 2011: 66]; « Алмаз предутрен- ней звезды » [Бунин 2011: 80]; «И в колосьях брильянты росы » [Бунин 2011: 63]; «Нет солнца, но светлы пруды , Стоят зеркалами литыми, И чаши недвиж- ной воды» [Бунин 2011: 65]; «Густеет облаков волнистое руно » [Бунин 2011: 75]; «Бьет из камней родник студеный: Кипит, играет и спешит, Крутясь хру- стальными клубами , И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бе- жит» [Бунин 2011: 76]; « Ночь тянет вдаль свой невод золотой – И скоро блеск померкнет и убудет [Бунин 2011: 183]; Сириус , дерзкий сапфир , синим горящий огнем, Альдебарана рубин ; лучатся жестокие звезды — самоцветы небес » [Бу- нин 2011: 142]; « Мрамор неба , белый, с синими разводами» [Бунин 2011: 219]; «В полусвете ночном Под обрывами волны качаются — Переполнено зыбкое,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=