Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

231 Являясь одним из компонентов, организующих сюжетное пространство художественного произведения, цветопись помогает усилить впечатление от изображаемого. Пейзажные зарисовки и портретные характеристики у Есенина тесно связа- ны с течением человеческой жизни. Цвет – это не только примета пейзажа и портретной характеристики, он чаще всего смыслонесущий, психологически насыщенный элемент структуры художественной прозы. Исходя из этого можно говорить о создании картины мира в созвучии с внутренним состоянием героев. От главы к главе повести изображение картин народной жизни становится «сгущеннее» и выразительнее, все ярче в них отражается внутреннее состояние героев, и во многом этому способствует цветопись. Душевное напряжение, волнение героев позволяет передать деепричастие, несущиее в себе цвет: «покраснев» − чувство стыда, волнения, а в чем-то и гне- ва, досады. «Анна обернулась и отвела его [Степана – Ю. С .] руки. − Пойдем, − покраснев , как бы выплеснула она слово и закрылась рука- вом… Степан, побледнев, выбежал в сени, а Анна, рыдая, закопала судорожно вздрагивающие губы в подушку» [Есенин 1995: 21. – Курсив наш. – Ю. С .]. «Карев сидел с Лимпиадой у окна и смотрел, как розовый закат поджигал черную, клубившуюся дымом тучу » [Есенин 1995: 56. – Курсив наш. – Ю. С .]. – Так же «дымно», «тучно» на душе героя. Сложен и противоречив мир чувств, дум и страстей героя его произведе- ния: «Крепко задумался он – не покинуть ли ему яр, но в крови его светилась с зеленоватым блеском, через черные, как омут, глаза , лесная глушь и дремь. Он еще крепче связался Кузькиной смертью с лесом и боялся, что лес изменит ему, прогонит его» [Есенин 1995: 37. – Курсив наш. – Ю. С .]. «−Так, − брызнул он сквозь зубы слюну. Карев глухо и протяжно рассме- ялся. Глаза его горели лунным блеском, а под бородой и усами, как приколотый мак, аллели губы ». [Есенин 1995: 44. – Курсив наш. – Ю. С .]. Лунный блеск вы- ступает здесь светом – сиянием, огнем в душе главного героя. «В безмолвной кротости есть зачатки бури, которая загорается слабым пламенем и свивается в огненное половодье » [Есенин 1995: 19. – Курсив наш. – Ю. С .]. Пожар в душе героев – «пожар» в окружающем пространстве. Таким образом, мы видим, что цвет в повести Есенина выполняет не столько изобразительную, сколько выразительную функцию. Он помогает пе- редать внутреннее состояние героев, их душевные переживания. Литература 1. Есенин, С. А. Собрание сочинений / С. А. Есенин.– М., 1995.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=