Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

230 Ю. А. Санкина Факультет русской филологии и документоведения, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Л. В. Захарова ПСИХОЛОГИЗМ ЦВЕТОПИСИ В ПРОЗЕ С. А. ЕСЕНИНА Изучением цвета исследователи занимаются в разных областях очень дав- но и активно, причем изучение это ведется с точки зрения психологии, филосо- фии, эстетики, истории, филологии, этнографии, литературы. Но представите- лей этих областей знания объединяет схожий интерес – каким образом цвет отражен в человеческом сознании. Рассматривая цветовое влияние на человека в литературном аспекте, ко- нечно, нас будет интересовать, в первую очередь, психологическое влияние, которое заключает в себе цветовая лексика. В художественном мире писателя существуют особые лексико- семантические поля, передающие краски окружающего мира и внутреннего мира личности. Такие группы слов в творчестве словесного художника помо- гают создать исключительную образность, придать поэтическую неповтори- мость, наполненность смысловым подтекстом. Мастерство работы с цветом в произведении, при котором художествен- ный образ создается с помощью цветовой лексики называют цветописью. Вся русская литература, начиная с фольклора, пронизана цветовой симво- ликой. Наверное, нет ни одного сколь-нибудь заметного русского писателя, кто бы не использовал цветовую лексику в своих произведениях. Когда мы говорим о цветописи, непременно вспоминаются есенинские яр- кие, многоцветные лирические строки: его белая береза с серебряным убором, синие чащи и голубые степи. С. А. Есенин рано заявил о себе как о поэте, а с 1915 года начал пробовать себя в прозе. Его повести, рассказы, статьи уникальны. Прозаическое наследие писателя невелико, но весомо. Повесть «Яр» − самое большое произведение и самое значительное художест- венное достижение Есенина-прозаика, передавшее мысли молодого писателя о судьбах русской деревни на пороге величайших социально-исторических перемен. Проблема национального характера занимает особое место в творчестве С. А. Есенина. Одной из первых попыток осмыслить глубину народного харак- тера стала повесть «Яр». Есенина по-особенному волнует проблема внутренней силы людей. Яр – место, где размеренное течение деревенской жизни внезапно столкнулось с внешними признаками городской действительности, что способ- ствовало возникновению ряда конфликтов, как общественных, так и внутрен- них психологических. Природный мир, предметы быта, тонкости человеческого поведения − все это тщательно изображено в «Яре», а точно подмеченные детали заставляют воображение воспроизвести самый, что ни на есть завершённый образ.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=