Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

224 ляется восприятие кинофильма как художественного произведения, произво- дящего эстетический эффект и затрагивающего важные проблемы, то его мож- но продемонстрировать целиком, с последующим обсуждением. С другой сто- роны, по нашему мнению, нецелесообразно смотреть художественный фильм полностью, если речь идет о том, чтобы продемонстрировать поведение носи- телей иностранного языка в какой-либо конкретной ситуации или продемонст- рировать значение одного из феноменов иной культуры. Для этих целей следу- ет отбирать законченные сюжеты, которые бы не превышали 4–7 минут по продолжительности. Практика показывает, что короткие видеофрагменты обла- дают большим методическим потенциалом, т. к. появляется возможность вы- полнить всех серии упражнений, сохраняя у школьников интерес к материалу в пределах одного урока. Основными критериями отбора киноматериалов являются доступность, функциональность и познавательная ценность. При этом необходимо выделить: – лексическую ценность видеоматериалов , которая включает в себя, с од- ной стороны, широкоупотребительную в естественной коммуникации лексику, с другой стороны, безэквивалентную лексику, посредством которой передаются реалии, характерные для национально-культурной среды страны изучаемого языка; фразеологизмы; пословицы, этикетные нормы и клише; – стилистическую ценность видеоматериалов, которая выражается в де- монстрации в процессе просмотра различных стилей речи; – фонетическую ценность : в процессе отбора видеоматериалов необходи- мо учитывать фонетические особенности коммуникантов и выбирать относи- тельно простую и четкую речь героев; – грамматическую ценность: видеоматериалы должны включать харак- терные для изучаемого языка грамматические структуры. Приведем пример разработанного нами комплекса упражнений на основе американского кинофильма «The Jungle Book» («Книга джунглей»), который является экранизацией одноимённого произведения Р. Киплинга. Для работы был выбран фрагмент кинофильма длительностью 5 минут 10 секунд в начале фильма. Основными этапами обучения аудированию являются предтекстовой, тек- стовой и послетекстовой этапы [2]. По аналогии при использовании видео- фрагмента выделяют этапы работы 1) до просмотра, 2) во время просмотра и 3) после просмотра. В рамках первого этапа активизируется мыслительная деятельность обу- чающихся, дается установка, которая поможет направить внимание обучаю- щихся на поиск и запоминание информации, которая содержится в фильме. На данном этапе обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают предположения о содержании текста. При этом преподаватель может дать социокультурный и лексико-грамматический комментарии для снятия языковых и смысловых трудностей. Для данного этапа можно использовать, например, следующие ви- ды упражнений. 1. Read the title of the film. What do you think this film is about?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=