Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

22 В. В. Большакова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, II курс магистратуры (заочная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ Современные проблемы профессионального самоопределения молодежи обязывают по-новому подходить к системе профориентационной работы с учащимися. На сегодняшний день ситуация такова, что молодому человеку не сколько требуется выбрать конкретную профессию, а обладать набором уни- версальных качеств, которые позволят сделать наиболее подходящий для него выбор профессионального рода деятельности. Для решения данных задач педа- гогическим сообществом учреждений среднего общего образования разрабаты- ваются и используются различные инновационные процессы и технологии. В контексте данных инновационных процессов в образовании нельзя не гово- рить о гендерном подходе к профессиональному самоопределению учащихся. Профориентация представляет собой общее понятие одного из компонен- тов человеческой культуры, которое проявляется в форме заботы общества о профессиональном развитии юного поколения и в проведении комплекса осо- бых мер, помогающих человеку в процессе профессионального самоопределе- ния и выборе наиболее подходящего по его потребностям и возможностям вида занятости [2]. Можно говорить о различном множестве оснований для формирования в профессиональном самоопределении традиционных гендерных стереотипов, но одним из наиболее важных выступает разделение труда по половому при- знаку, а основным критерием здесь является природная женская способность к рождению детей. Нельзя недооценивать влияние традиционных гендерных стереотипов на процесс профессионального самоопределения личности. Сандра Бем и Дж. Плек утверждали, что существует концепция андрогинии, согласно которой нет чисто женской или чисто мужской роли. Если бы роли четко делились пополам, то это может вызвать ситуацию рассогласования традиционного полоролевого поведения с потребностью личности в изменении содержания предписанных социальных ролей [3]. Процесс самореализации молодежи, выбор своего жизненного пути и взаимосвязи юношей и девушек с обществом, а также получение социального личностного опыта есть не что иное, как влияние на профессиональное самооп- ределение гендерных аспектов. Учеными отмечена проблема малочисленности исследований о влиянии профессиональной деятельности на гендерные идентичность и развитие. Боль- шинство проводимых исследований чаще всего затрагивает обнаружение раз- личий в профессиональных интересах женщин и мужчин, в лидерстве, карьере,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=