Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

218 роман мрачнее и серьёзнее. Гекльберри видит вокруг себя действительность, которая вызывает у него одновременно и приятные, и неприятные чувства. Он осознаёт, что реальность очень сложна и запутана, от этого она кажется ему с одной стороны привлекательной, а с другой – удручающей. Сбежав от пьяницы-отца и вдовы Дуглас, Гек начинает опасное и отчаян- ное путешествие в мир общества того времени. События в книге происходят во время вражды Севера с конформистами, из которых первые выступали за отме- ну рабовладения, а вторые были приверженцами сохранения этого социального и политического пережитка прошлого в государстве. Хотя Гек жил на юге Со- единённых Штатов Америки в окружении людей, которые признавали право на продажу афроамериканцев, он предположительно был заведомо наделён здра- вым смыслом и трезвым взглядом на проблемы, так как рос в не самых лучших условиях в нищей семье. Путешествие Гекльберри не было одиноким – беглый негр Джим не только присоединился к нему, но и стал ему верным другом и союзником на пути к свободе. Они оба хотели только одного – свободы, и находят они её только будучи на плоту. Каждый раз, ступая на берег, они вновь окунаются в пробле- мы жестокого общества, от которого так старались сбежать. Свобода для них – это их плот, который несёт их вперёд навстречу чему-то новому и захватываю- щему. На берегу же Джим является всего лишь беглым рабом, который неза- конно сбежал от хозяйки, а Гек снова сталкивается с той запутанной и неизве- данной действительностью, от которой он хочет скрыться. Означает ли это, что свобода возможна только там, где нет цивилизации? Выходит, что истинная свобода имеет место только вдали от несовершенного и испорченного общест- ва, которое нас окружает и подстраивает под себя. Люди, которых Гекльберри и Джим встречают на берегу – жестокие, злые, завистливые, полные ненависти и необразованные. Описанное в романе общество демонстрирует все пороки человечества и то, насколько мы далеки от идеала свободного социума. Под конец романа мы встречаем нашего старого доброго Тома Сойера – тоже повзрослевшего, но, кажется, так и не научившегося воспринимать реаль- ный мир отдельно от своего придуманного. Можно даже предположить, что образ Тома не изменился, потому что, скорее всего, автор тем самым хотел осо- бо подчеркнуть, что он отошёл от старого образа детства в своих романах, но, ни в коем случае, не отказывается от него; он просто показывает уже совер- шенно новый этап взросления ребёнка. Будет очень смелым предположение о том, что, возможно, писатель устал от Тома Сойера как от героя, которому присущи уже изрядно надоевшие черты, не соответствующие новым мыслям и догадкам автора. В конце произведения перед Гекльберри встаёт нелёгкий выбор – спасти новообретённого друга, который является, по сути, беглым рабом из-за которого Гек будет считаться преступником и попадёт в ад после смерти, или же посту- пить так, как говорит ему совесть, воспитанная в условиях жестокого общества, выступающего за сохранение рабовладения, следовательно, за продолжение тра- диций подчинения одних людей другими. Всё же нравственная чистота, зало-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=