Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

217 всегда очень милая, наивная и чистая, совсем не похожая на взрослую любовь и отношения. Бекки для Тома – своего рода «прекрасная дама», что тоже говорит нам о том, что Том живёт в своём придуманном мире, который помогает ему сбежать от действительности. Клад в пещерах, пираты, опасный злодей Индеец Джо, необитаемый остров, тайные договоры, смертельные секреты и расследо- вания – всё это является не только предметом воображения Тома. Для него это целый мир, который существует параллельно с реальным. Все переживания Тома переносятся в действительность. Автор очень точно передаёт чувства ребёнка, то, как меняются его представления при перемещении из одного мира в другой. Таким образом, эти миры существуют одновременно: мир реальности и мир фантазий, мир взрослого и мир ребёнка. Они противопоставляются, но при этом существуют вместе. События в повести, например, настоящая смерть доктора от руки индейца, связаны также и с воображаемым миром Тома. Тем не менее, реальная смерть не показывается нам как что-то слишком удручающее или мрачное, так как повесть всё-таки рассказывает нам о наивном мире ребён- ка, и даже какие-то жестокие события не омрачают её. В самом конце произведения нам не показано со всей очевидностью, что Том начал с пониманием смотреть на реальные вещи, но в процессе взросления, осознания себя он всё-таки учится сострадать. Поначалу мальчик был полно- стью поглощён своими фантазиями, выдуманным миром, был сконцентрирован только на себе как герое этого мира, однако реальный мир всё же понемногу стал вытеснять романтические представления и иллюзии. В романе о Геке Финне прослеживаются уже «повзрослевшие» взгляды повзрослевшего писателя на детство и процесс взросления в целом. В нём под- нимаются более серьёзные, глубокие и взрослые темы. Центральной же из них, по-прежнему, является тема детства, однако уже немного в другом смысле – это тема свободы личности уже подрастающего ребёнка – подростка – в условиях доминирования общественных ярлыков и предубеждений. Повествование в произведении ведётся от первого лица, то есть от лица самого Гека. Это помогает всецело прочувствовать его эмоции и переживания, а также более подробно и тонко описать психологические особенности подро- стка в период взросления и борьбы с несправедливым миром взрослых. Роман написан в 1885 году, так что почти десятилетний перерыв между ним и «Приключениями Тома Сойера» даёт о себе знать. Твен за это время по- старел, а, следовательно, стал мудрее, по-другому стал смотреть на некоторые вещи, переосмыслил многое. Да и герой романа уже совсем не тот Гек Финн, которого мы знали, когда читали про приключения озорника Тома. Поначалу роман напоминает игру. Неужели за всё время, что прошло по- сле «Тома Сойера», писатель так и не изменил своих представлений о мире дет- ства и том, как взрослеющий «человечек» воспринимает действительность? Однако постепенно читатель понимает, что стиль писателя «повзрослел» вме- сте с ним, а также подрос и сам Гек, и роман носит куда более серьёзный харак- тер, чем могло показаться на первый взгляд. События, которые подстерегают Гека и Джима в их приключениях реаль- ны, они представляют настоящую опасность и угрозу и уже не могут не делать

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=