Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
214 Т. А. Позднякова Факультет иностранных языков, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – О. А. Бобок МОТИВ ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ М. ТВЕНА: ОТ СОЙЕРА ДО ФИННА Для начала необходимо сказать, что каждое произведение любого автора, писателя или поэта написано не просто так. Оно несёт смысл, где-то более глу- бокий, где-то более поверхностный. Любая маленькая деталь, описанная в произведении, которую не каждый читатель и заметит, содержит оттенок то- го, о чём эта работа, и помогает раскрыть так называемую тему произведения. Нам же для начала надо выяснить, что такое мотив творчества. Например, Б. В. Томашевский в своей работе определяет мотив как «тему неразложимой части произведения» и считает, что мотив есть у каждого отдельного произве- дения [Томашевский, 1999]. Однако я всё же полагаю, что «мотив» – это более узкое и конкретное по- нятие, чем «тема творчества», оно не берёт во внимание все тематические и стилистические особенности произведений, как это делает «концепция», а рассматривает именно определённый повторяющийся и значимый образ в истории, романе, стихотворении или в целом творчестве писателя. Меня очень заинтересовал мотив детства в американской литературе, так как именно там с течением времени динамично менялось представление о ребёнке, а писатели США стали известны по всему миру. Анализ внутреннего мира ребёнка, его образа, значения в определенных сферах жизни, в мировых событиях, – всё это начинает рассматриваться в литературе с того времени, как в XVIII веке начинается значительный рост интереса к ребёнку с точки зрения культуры; различие между миром ребёнка и миром взрослых становится более явным и заметным, а само детство начина- ют признавать как особенный возрастной и психологический период, который имеет отличительные черты, особые характеристики и требует к себе иного от- ношения. В отличие от классицистов, романтики прочувствовали период детст- ва как неповторимый, самостоятельный и ни на что не похожий мир, а не от- клонение от нормальной взрослой жизни. Общество того времени постепенно индустриализировалось, что приводи- ло к спаду интереса населения к культуре и искусству, люди всё чаще высказы- вали лишь своё недовольство литературой, живописью. Америку с её сильней- шими потрясениями, инновациями стали меньше интересовать продукты культуры. Именно это отсутствие интереса общества к литературе, отчуждение или даже враждебность по отношению к ней могли привести к тому, что тема детства стала так популярна среди прозаиков. Детство – это нечто чувствительное, незащищённое, удивительное, наивное, познающее,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=