Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

208 М. О. Паршутина Факультет русской филологии и документоведения, V курс (очная форма) Научный руководитель – И. В. Ерохина ХРОНОТОП В ПОЭМЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ «ПОПЫТКА КОМНАТЫ» Пространство и время в качестве художественных категорий изучались уже в античности. Основные научные концепции и теории, распространённые в ли- тературоведении конца ХХ – начала XXI столетий, гласят, что хронотоп являет- ся одним из фундаментальных понятий исследования бытия, так как «каждый факт, историческое событие, художественный памятник, …любое явление по- вседневной жизни неизбежно вписывается в систему пространственно- временных координат» [2, с. 69]. Хронотоп – неотъемлемая часть построения индивидуальной, самобытной картины мира писателя. Им определяются харак- терные особенности метода, стиля, он способствует отражению своеобразия на- ционального мышления автора. Время и пространство – «исходные величины, с которыми имеет дело писатель», константы содержания и формы литературно- го произведения [1, с. 270]. Важнейшими функциями хронотопа являются жан- рообразование и сюжетообразование. Он укрепляет внутренние закономерности произведения. М. М. Бахтин, начавший первым применять термин «хронотоп» по отношению к художественному творчеству, писал: «Через ворота хронотопов совершается вхождение личности в мир словесного искусства» [2, с. 235]. Для творчества М. Цветаевой характерно экспериментальное освоение раз- ных родов и жанров литературы. Она движется от лирики к эпосу, где поэма является переходной формой на пути авторской самоидентификации. Жанр по- эмы оказывается для Цветаевой наиболее полной возможностью целиком выра- зить лирическое чувство в его связи с миром людей и событий. Д. С. Лихачев писал: «Мир художественного произведения – результат и верного отображения, и активного преобразования действительности. B своем произведении писатель создает определенное пространство, в котором проис- ходит действие. Это пространство может быть большим, охватывать ряд стран в романе путешествий или даже выходить за пределы земной планеты (в рома- нах фантастических и принадлежащих к романтическому направлению), но оно может также сужаться до тесных границ одной комнаты» [3, с. 74–87]. В поэзии Цветаевой очень часто появляется пространство ее девичьей комнаты, поэт называет ее «девический дагерротип души моей». Дагерротип – снимок, сделанный по способу дагерротипии [4, с. 313]. Нельзя сказать, что да- герротип абсолютно то же самое, что и фотография. Раньше его называли «зер- калом с памятью», потому что изображение под разными углами выглядело по- разному, что давало эффект очень живого рисунка. Не случайно Цветаева ис- пользует именно это слово. Комната является подобием ее души, где застыли во времени образы тех близких людей, кто ее посещал. В поэме «Попытка ком- наты» представлено именно такое пространство.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=