Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

205 • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, моде- ли и схемы для решения учебных и познавательных задач; • смысловое чтение» [1, с. 6]. В своем исследовании особое внимание мы уделяем умению устанавливать причинно-следственные связи, так как без его сформированности неосущест- вимо плодотворное проведение исследовательской деятельности. Данная рабо- та требует от учащихся умственных усилий, применения логических операций (обобщение, синтез, анализ), умение работать с многочисленными источниками информации. Причинность или причинно-следственная связь – это связь между опреде- ленным событием, которое именуют причиной, и другим событием, которое именуют следствием, что обязательно следует за первым. Умение устанавливать причинно-следственные связи представляет собой сложный, интегративный процесс познания окружающей действительности за счет построения рассуждений и умозаключений, основанных на выполнении таких логических операций, как: сравнение, синтез, анализ, обобщение абстра- гирование. Для отбора педагогических технологий, способствующих формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, необходимо, прежде все- го, выявить уровень сформированности этого умения у обучающихся. Высокий уровень сформированности умения характеризуется тем, что обучающийся способен определять существенные признаки (причины) явления, способен высказывать суждения о возможных следствиях, может обосновать свои предположения, догадки посредством рассуждений и умозаключений. Средний уровень сформированности умения характеризуется тем, что обу- чающийся способен определять существенные признаки (причины) явления, но затрудняется в высказывании суждений о возможных следствиях, с трудом мо- жет (или не может) обосновать свои предположения, догадки посредством рас- суждений и умозаключений. При низком уровне сформированности этого умения обучающийся не в со- стоянии определять существенные признаки (причины) явления, не может вы- сказывать суждения о возможных следствиях, не может обосновать свои пред- положения, догадки посредством рассуждений и умозаключений. Проведенное нами локальное исследование на базе МАОУ «Лицей № 1» в 5-А классе дало следующие результаты: У 27 % высокий уровень сформированности данного умения, у 55 % – средний и у 18 % – низкий. В связи с этим мы решили, что будем использовать технологии уровневой дифференциации, диалоговые технологии, технологии проблемного (эвристи- ческого) обучения и технологии развития критического мышления. Использование технологии проблемного (эвристического) обучения более эффективно на уроках изучения нового материала. При ознакомлении учащих- ся с новыми математическими понятиями не следует сообщать знания в гото-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=