Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
197 Е. Ю. Облакова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – В. С. Ванькова ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Согласно Федеральному государственному стандарту начального общего обра- зования «…метапредметные результаты освоения основной образовательной про- граммы начального общего образования, включающие универсальные учебные дейст- вия, должны отражать использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов» [3]. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что уровень осоз- нания возможностей использования знаково-символических средств определяет способности учащихся к усвоению знаний, результативности продуктивной дея- тельности. По мнению психолога Л. С. Выготского, овладение новыми средст- вами (знаками, символами) переводит детей на более высокий уровень интеллек- туального развития, и достигается это при условии, когда знаково- символическая система используется в школе при изучении всех предметов [1, С. 5–6]. В соответствии с этим, уже в начальном звене общеобразовательной школы целесообразно начинать знакомство с моделированием, что позволяет формировать у школьников готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их умении применять знания из области информатики для дос- тижения учебных целей и саморазвития при обучении другим предметам. На уроках информатики в начальной школе построение моделей является одним из мощных способов реализации межпредметных связей таких дисциплин, как: ма- тематика, окружающий мир, литературное чтение, русский язык и другие. На начальном этапе большую роль играет знакомство учеников с понятием модели на примере материальных (натуральных) объектов. Связано это с тем, что в младшем школьном возрасте господствует наглядно-образное мышление. Поэтому уроки должны иметь выраженную практическую направленность, ко- торая обеспечит учащимся не только изучение уже существующих моделей, но и возможность самим создавать новые [2, С. 98]. В поэтапном продвижении изучения моделирования важно постепенно пере- ходить от материальных моделей к информационным, используя практические за- дания и специальные методы. Это обеспечит усвоение базовых понятий предмет- ной области, заложит первоначальную основу для дальнейшего изучения данной темы в начальной школе, развития мыслительной деятельности учащихся. Значимые признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся на- глядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены сами- ми детьми в своем действии, т. е. когда они сами участвовали в построении мо- дели. В противном случае ученики не видят их в модели, и она не становится для них понятной. Создание модели младшими школьниками обеспечивает на-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=