Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

189 земным государствам людей. То есть, официальная церковь и реальные госу- дарства все же не противопоставляются [3, с. 27]. Стоит заметить, что средневековая мысль была взаимосвязана с христиан- ской религией, а также определялась ею. Христианские социальные нормы, мораль столь глубоко интегрировались с средневековым обществом, что хри- стианство стало являться, с точки зрения исторического значения, характери- стикой Средневековья. Это была, можно сказать, единственная веха времени, когда философия, пусть даже религиозная, становилась определяющей частью всего хода историко-культурного развития общества. Также в период средневе- ковья, когда преобладала религиозная философия, было установлено, что чело- век стремится к индивидуализации в обществе, что было обусловлено различ- ными социально-экономическими и другими причинами. В то же время Фома Аквинский, верный последователь Аристотеля, гово- рит, что человек – существо общественное, что означает: политическое, лишь в сообществе себе подобных способен к удовлетворению потребностей. Однако государственная власть имеет, подчеркивает Аквинский, происхождение боже- ственное. Церковь же должна контролировать и корректировать ее действия. Если же действия светских властей входят в противоречие положениям Церкви, народ, обязан оказать властям соответствующее сопротивление. Подводя общий итог, стоит сказать, что идеал человека в средневековой трактовке – единство любви, надежды, веры. Власть – от Бога, но коль скоро земной правитель идет против законов божественных (одобренных церковью) – его необходимо вразумить. Если этого не делает свой народ – использовать со- седей. Литература 1. Антология мировой философии: В 4 т. / Под ред. В. В. Соколова.– М.: Мысль, 1969.– Т. 1. 2. Исаев, А. А. Бытие и существование человеческого и божественного в средневековой философии / А. А. Исаев // Исторические, философские, поли- тические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопр. тео- рии и практики.– 2016.– № 8(70).– С. 85. 3. Квятковский, Д. О. Проблема гуманистического идеала в средневековой философии / Д. О. Квятковский // Вестн. ВГУ.– № 4(22).– С. 24–32. 4. Пятилетова, Л. В. Эволюция представлений об обществе в эпоху антич- ности и средневековья / Л. В. Пятилетова, Ю. С. Панагушина // Фэн-наука. – 2013.– № 7–8(22–23).– С. 18–20. 5. Стукалова, К. А. Сущность и назначение человека в средневековой фи- лософии / К. А. Стукалова // Экономика, общество, человек: Сб. ст.– Белгород: БГТУ им. В. Г. Шумова, 2014.– С. 226–230.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=