Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

188 М. О. Насонова Факультет истории и права, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. В. Слобожанин ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ Особенность средневековой философии можно определить, как слияние ее с религией. Большая часть философов того периода сами являлись богословами и священниками. Именно мыслители Средневековья утвердили идею божест- венного происхождения государства, общества и человека. Проблема человека была представлена на уровне борьбы Дьявола и Бога в его душе. Так, по мнению Августина Блаженного, считалось, что не тем чело- век похож на дьявола, потому что имеет плоть, которую при этом дьявол не имеет, а тем, что живет исходя из своих мыслей и соображений, то есть сам по себе, то есть по человеку. Ибо, когда дьявол не устоял во истине, он тоже захо- тел жить сам по себе… И когда человек живет по человеку, а не по Богу, он бу- дет считаться образом дьявола. Из этих слов может следовать только одно. Ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы человек жил по человеку, иначе все это может его погубить, ведь он отдастся в руки дьявола. В человеке скрывает- ся темная бездна, поэтому духовник должен стараться помочь запутавшимся душам выйти на путь истинный, следуя Святому Писанию [1, с. 601]. В отличие от античных воззрений, когда люди считались частью Природы, средневековые мыслители говорят о человеке как образе Бога, выводят за пре- делы земного в выси горние [5, с. 228]. Средневековый теоцентризм (Бог – источник и причина всего) обосновы- вает единство человека и Бога, так как по подобию второго был создан первый. В то же время теология подразумевает, что Бог является первоосновой, то есть центр мироздания, но человек все же стремится к этому данному центру, так как каждое высокоорганизованное существо стремится к Богу [2, с. 78]. Напри- мер, Августин Аврелий утверждает тождество человека и его души, вдохнутой Богом, но в то же время утверждает, что плоть греховна и презренна. Отсюда же его восприятие общества, в том числе в отношении принятых законов. Он считал все государственные и общественные учреждения непосредственным следствием греховной природы людей, источник коей – свободная воля, дар Бога. Именно в ней – причина общественного зла. «Град небесный» и «град земной» – два возможных варианта общества [4, с. 18]. Земной град зиждется на принципах господства, подчинения и насилия, люди, которые образовывают такое государство, оскверняют и презирают Бога, они живут лишь в любви к себе, видимо, не замечая никого вокруг себя. Такие люди очень горделивы и греховны. А «Град небесный» – объединение верующих во Христа людей, живущих по совершенному, основанному на законе, божественному порядку. Важнейшее из положений Августина в рамках моей темы заключено в том, что истинная Церковь тождественна Церкви земной, а сатанинский град не равен

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=