Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
184 Е. В. Нартова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, II курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В настоящее время повышается общественное внимание к проблеме пат- риотического воспитания и проблемам организации воспитания детей и моло- дежи в целом. Это нашло отражение и в государственной образовательной по- литике. В мае 2015 года Правительство РФ утвердило «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В этом докумен- те определены приоритетные задачи в сфере воспитания детей и молодежи, его основные направления и механизмы комплексной реализации. Приоритетное внимание в Стратегии уделено патриотическому воспитанию и формированию российской идентичности. В числе важнейших задач предусматривается «вос- питание у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовность к защите интересов отечества, ответственность за будущее России». В январе 2016 года была продлена Государственная программа «Патриотическое воспи- тание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». В данной програм- ме предусмотрено развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания. Это, в свою очередь, предполагает изучение ус- пешного опыта с целью выявления и использования наиболее эффективных практик патриотического воспитания. Для изучения современных аспектов патриотического воспитания молоде- жи определенный интерес представляет обращение к его истории. Советское государство за относительно небольшой срок своего существования добилось небывалых успехов в этом направлении. Советские граждане смогли одержать Великую Победу в войне с сильнейшим врагом и в рекордные сроки достичь уровня ведущих стран того периода. Решающее значение в достижении таких успехов принадлежит патриотическому воспитанию. На ранних этапах формирования советской государственности патриотизм рассматривался в совокупности с таким понятием как интернационализм. В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и прочие российские марксисты отвергали идею патриотизма, игнорируя его мобилизационный потенциал. Вплоть до 1930-х гг. термин «патриотизм» практически не фигурировал в научных кругах советско- го общества, считаясь архетипом и «отголоском самодержавия». Развитие системы патриотического воспитания, переоценка роли пат- риотизма кардинально меняются с приходом к власти И. В. Сталина. В этот период становится ясно, что идея патриотизма как никакая другая способна мобилизовать и объединить население огромной страны. В кратчайшие сроки русский традиционный патриотизм становится основой советской официаль- ной идеологии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=