Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

18 Т. В. Белая Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – С. А. Филиппова ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Внимание является важным познавательным психическим процессом. От уровня произвольности внимания и других познавательных процессов зависит нормальное развитие ребенка, его успешность в учебной деятельности и дея- тельности в целом. Актуальность исследования определяется значимостью произвольности как одного из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Предметом исследования являются особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: На основе анализа современной психолого-педагогической литературы дать понятие о произвольном внимании, описать его психологическую структу- ру и содержание. Провести оценку уровня развития произвольного внимания у детей стар- шего дошкольного возраста. Многие отечественные психологи и педагоги, такие как П. Я. Гальперин, Л. Н. Леонтьев, Л. C. Выготский и другие, обращались в своих исследованиях к проблеме внимания [2]. В настоящее время существует много трактовок по- нятия «произвольного внимания». По определению Л. С. Выготского, «Произ- вольное внимание – обращенный внутрь процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития» [1, с. 216–217.]. Такой вид внимания обладает характерными свойствами: объемом, концентрацией, устой- чивостью, распределением и переключением. В свою очередь, Л. Н. Леонтьев и Л. С. Выготский говорили о важнейшем значении речи для формирования внимания, так как в дошкольном возрасте произвольное внимание формируется под влиянием речи, которая способствует регуляции поведения ребенка [3, с. 26–28]. Такие авторы как А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, полагали, что на развитие личности дошкольника и его произвольного внимания, главным об- разом, оказывает влияние уровень произвольного поведения ребенка [4]. Послужить этому может целенаправленно сформированная волевая сфера дошкольника. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только c развитием речи, но и c пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано c регуляцией своего поведения, становлением волевой сферы. Важно помнить, что развитие свойств внимания индивидуально для каждого человека и зависит от его лично- стных и возрастных особенностей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=