Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
172 Ю. П. Митева Магистрант по направлению «Фармацевт», Медицинский университет им. Проф. д-ра П. Стоянова (г. Варна, Болгария) Научный руководитель – М. И. Грудева УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСПЕШНУЮ АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Вуз закладывает начало новому этапу развития индивида. В своей неиз- менной сущности это событие превращается в своеобразный прыжок во време- ни, который неизбежно ставит перед человеком необходимость в адаптации к новой среде. Значимость проблемы узко связана со стрессом, который вызван неизвестностью. По мнению Г. Селье, стресс, как адаптивная реакция, поддер- живает жизненный тонус в равновесии. Стрессом не является то, что случается, а скорее всего способ личности реагировать на случившееся [7]. Существует тенденция в психологии, согласно которой переживание рас- сматривается как строго субъективное и единственное правило конкретной лич- ности, стоит в основе всех психических процессов, включая и адаптацию [3]. От- сюда следует, что когда говорится об успешной адаптации личности, имеется в виду ее зависимость от правильного и системного приложения личностного подхода. Переступая порог вуза, молодой человек встречается с незнакомыми личностями и к нему предъявляют непривычные до этого момента требования к организации времени, встречается со специфическими условиями и факторами, которые с одной стороны меняют его мировоззрение и житейскую философию, а с другой – требуют адаптацию. Не случайно, под понятием «адаптация» (от лат. adaptare) понимается буквально „настраивать” или „приспосабливать” [по 2, с.171]. Согласно Ж. Пиаже, адаптация представляет собой постижение равнове- сия между воздействием среды на ход осуществляемых индивидом свойствен- ных действий, что ему позволяет «удовлетворить свои актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели» [по 5, с.162]. На основании высказанных точек зрения, можно принять, что адаптация, в широком аспекте ее понимания, следует рассматривать как процесс приспо- собления студента к новым условиям жизни и обучения, а в узком аспекте – как процесс, требующий углубления и понимания конкретики по изучаемой им специальности. Выполнение ее предназначения неизбежно находится под влия- нием множество факторов и условий. Вопрос о выяснении понятий «фак- тор» и «условие» является до известной степени комплицированным, с точки зрения того, что граница между ними очень тонкая. Под «условием» обычно понимается обстоятельство или предпосылка, от которого зависит что-то [8, с.997], а под ”фактором” – существенная причина, условие данного процесса или явления [8, с.1004]. Согласно данным разных литературных источников, условия являются неуправляемыми во времени, а факторы могут быть управ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=