Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

170 Мудрый руководитель понимает, что главное, чем он располагает – это его подчиненные. Руководитель добивается чего-либо только благодаря коллекти- ву, который он сам и формирует. А поэтому один из главных показателей эф- фективности работы руководителя – умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера. Успех директора школы зависит не столько от наличия деловых качеств, сколько от развития навыков общения. Общение руководителя с учителями школы имеет сложную психологическую вариативность, проявляющуюся в ин- тонациях, в экспрессии лица, позах, в движениях, в лексике, жестах, мимике. Для руководителя важно знать механизмы формирования потребностей, составляющих и основу межличностных отношений. Механизмы формирова- ния потребностей строятся на нравственном доверии к личности, симпатии, привязанности к ней, налаживании эмоционального контакта, наличии у руко- водителя таких редких качеств, как эмпатия, гуманизм, умение радоваться чу- жой радости и сопереживать чужому несчастью. Руководитель должен уметь ярко и интересно подать себя, произвести хо- рошее впечатление, стать законодателем делового общения в коллективе. Здесь важно всё. Внешний вид лидера, его аккуратность, вкус, своеобразие, социаль- ный статус. Директор следит за своим самочувствие, но и подает личный при- мер здорового образа жизни. Все эти отличительные особенности лидера влияют на физическое и эмо- циональное состояние партнеров. Рядом с успешным, позитивным, здоровым, красивым, уверенным в себе директором учителя не будут испытывать недомо- гание, усталость, душевное волнение, расстроенные чувства, испорченное на- строение. Немаловажное значение для доброжелательного общения имеют внешние факторы. Создание комфортной среды с красивыми, теплыми, уютными каби- нетами и просторными рекреациями способствует формированию позитивного эмоционального фона. Доброжелательная обстановка в педагогическом коллек- тиве будет зависеть от умения директора контролировать свои поведенческие и эмоциональные реакции, понимать сущность дел, корректно выходить из кон- фликтной ситуации, уметь быстро восстановиться и переключиться, владеть техниками саморегуляции. Поддерживая деловые отношения в коллективе, директор в любых об- стоятельствах должен уметь владеть собой, быть готовым все внимательно вы- слушать, понять, продумать, не делая при этом скоропалительных выводов. Принимать решения и действовать только тогда, когда мнение будет под- тверждено уверенностью. Директор должен культивировать у педагогов эмо- циональное позитивное отношение к себе – уважение, приязнь, симпатия. А главное, искренне уважать, ценить людей. Если этого удалось достичь, то появится взаимное уважение между руководителем и подчиненными, что явля- ется необходимым условием их нормальных служебных взаимоотношений. Должность директора школы предполагает не только огромные интеллек- туальные и нравственные, но и эмоциональные и физические затраты. Как ос- таваться успешным и уважаемым руководителем? Необходимо умение непре-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=