Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

169 М. В. Мельникова Факультет технологий и бизнеса, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – И. Л. Федотенко РОЛЬ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ Среди множества необходимых для директора школы качеств и характери- стик особая роль принадлежит его коммуникативной компетентности. Комму- никативную компетентность в психолого-педагогической литературе рассмат- ривают как интегративный личностный конструкт, включающий знания, умения, навыки и опыт деятельности. Истинное руководство – это искусство общения, искусство так влиять на людей с помощью личного примера и убеж- дений, чтобы они признали руководителя как наиболее компетентного, способ- ного и достойного человека в организации. Коммуникативная компетентность включает частные компетенции: умение слушать и слышать собеседника; способность задавать «правильные вопросы»; умение подобрать наиболее доказательные аргументы; готовность изменять стиль и тон своей речи в зависимости от особенностей собеседника; способ- ность грамотно моделировать ситуацию общения; умение говорить убедитель- но и, вместе с тем, эмоционально. Директору школы важно учитывать психологические особенности своих коллег, их опыт, характер, уровень культуры, профессионализм. Общение с на- чинающим и опытным учителем руководитель школы должен строить по раз- ным моделям, используя разные стили. Наименее продуктивным является авто- ритарный стиль, связанный с подавлением инициативы, активности, самостоятельности, с жесткой ориентацией на репродуктивную деятельность учителя. Либеральный стиль также не позволяет в полной мере реализовать по- тенциальные возможности каждого педагога. При либеральном стиле директор школы фактически отстраняется от руководства педагогическим коллективом, делегируя педагогам решение возникающих проблем и ответственность. Опти- мальным вариантом стиля управления педагогическим коллективом является демократический, стимулирующий инициативу, активность, самостоятель- ность, творческие характеристики личности каждого учителя, способность его выбирать в ситуации неопределенности. Школа в традициях всех времен остаётся в центре всеобщего внимания. Ее успешная деятельность во многом зависит от того, кто ею руководит. Совре- менные требования к образованию меняют позицию директора школы как управленца: он осуществляет руководство учащимися, их родителями и педаго- гическим коллективом. Для этого ему необходимо быть педагогом и организа- тором, владеть юридическими и экономическими знаниями. Директор заботит- ся о статусе учителя в своем коллективе, создает условия для раскрытия творческих способностей каждого педагога и ребенка.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=