Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

153 блюдателя, его не волнует жизнь коллектива и проблемы отдельной личности. Воздействия: увещевания, уговоры. По приведенной классификации проанализируем основные стили общения с точки зрения их влияния, во-первых, на эмоциональную составляющую и психологическую обстановку, во-вторых, на результаты учебной деятельности. Проводя анализ научной литературы, можно прийти к следующему выво- ду, что большинство авторов в своих исследованиях обнаружили лучшее ус- воение учащимися знаний при демократическом стиле руководства учителя, а в некоторых работах доказывается, что лучше всего авторитарный стиль [1]. Исследование К. Левина показало, что дети в группе с демократическим стилем были менее продуктивны, чем участники группы с авторитарным руководите- лем, но их вклад в общее дело был более высокого качества [3]. Исходя из собственного опыта, основанного на прохождении педагогиче- ской практики в школах, можно выявить, что разные стили общения порожда- ют у детей различные эмоциональные состояния. При авторитарном стиле пе- дагогического общения создается напряженная атмосфера в классе, дети лишены права выбора и самостоятельности, учитель формирует чувство боязни и страха у учащихся. Демократический стиль способствует развитию благопри- ятной психологической атмосфере, складываются доверительные отношения «учитель-ученик». Либеральный стиль формирует неустойчивую обстановку на уроке, все зависит от настроения учителя. Что же касается успеваемости детей, то наибольших успехов при обучении они достигали при использовании учите- лем авторитарного и демократического стиля. Интересна оценка стилей общения самими школьниками, по данным С. В. Иванова, учащиеся в большинстве случаев (58 % ответов) предпочитают демократический стиль общения, реже – либеральный (26 %) и еще реже – ав- торитарный (16 %) [1]. Учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод, что высокие резуль- таты в учебной деятельности учащиеся достигают в случае использования учи- телем демократического и авторитарного стиля общения. С точки зрения эмо- циональной обстановки наиболее благоприятен для детей демократический стиль общения. Характеристика приведенных выше стилей педагогического общения дана в "чистом" виде, в реальной педагогической практике учителя не могут исполь- зовать только четко определенный стиль, это значит, что они прибегают к мно- гим стилям руководства. Но у одного преобладают формы какого-либо опреде- ленного стиля, а у другого – совершенно иного, причем соотношение между этими формами обращений может изменяться в зависимости от обстоятельств. Например, в сложных ситуациях педагог чаще использует авторитарные формы независимо от своего стиля руководства [1]. Можно найти немало примеров великих педагогов и воспитателей, дея- тельность которых вошла в историю развития педагогики: Л. Н. Толстой, И. Г. Песталоцци, А. С. Макаренко и А. Ф. Дистервег – все они, используя в своей деятельности разные стили педагогического общения, достигали ус- пешных результатов в деле обучения и воспитания.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=