Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
152 Н. С. Лобанова Факультет математики, физики и информатики, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. М. Пономарева ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ НА ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Современный этап развития образования, характеризующийся процессами гуманизации, индивидуализации, предъявляет высокие требования к профес- сиональной подготовке педагогических кадров, в том числе и к организации педагогического взаимодействия с учащимися. Обычно формой такого взаимо- действия выступает педагогическое общение, которое является одним из важ- ных составляющих учебно-воспитательного процесса. В соответствии с этим, основной задачей педагогического общения является не только передача зна- ний учащимся, но и развитие ребенка, формирование его личностных качеств. Все это требует изменения отношений в системе «учитель - ученик» – измене- ние методов и приемов педагогического общения. Подобная переориентация влечет за собой преобразование одной из ключевых характеристик педагогиче- ского общения – стиля. Анализ научной литературы о природе стиля педагогического общения по- казал, что существует довольно большое разнообразие представлений на этот счет. Мы будем понимать под стилем общения совокупность характеристик профессионального общения педагога, определяющих характерные действия педагога, его стиль руководства. В связи с данным определением, рассмотрим классификацию стилей педа- гогического общения, предложенную А. К. Марковой: 1) Авторитарный стиль – при таком стиле общения педагог все берет на себя: он единолично определяет цели деятельности, способы ее выполнения. Характерные действия – свои действия он не объясняет, педагог проявляет чрезмерную требовательность и категоричность в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям и инициативе учащихся. Воздействия: дисциплинарные, подчинение. 2) Демократический стиль – общение и деятельность при этом стиле руко- водства строятся на творческом сотрудничестве. Характерные действия – педа- гог способствует организации совместной деятельности с учащимися, он при- слушивается к их мнению, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативность. Воздействия: совет, рекомен- дация, просьба. 3) Либеральный (попустительский) стиль – основная особенность данного стиля состоит в отсутствии организации деятельности и контроля со стороны учителя. Характерные действия – педагог занимает позицию стороннего на-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=