Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
15 должен быть подчинен внутренней логике урока и носить естественный харак- тер соподчиненной связи физики и искусства. В классах с профильным обучением есть еще один немало важный аспект – необ- ходимость учета ценностных ориентаций учащихся. Этот аспект можно реали- зовать при изучении учащимися курсов по выбору (элективных курсов). Так, учащимся, ориентированным на художественно-эстетический профиль, может быть предложен курс по выбору «Физика в красках». На наш взгляд, такой курс может содержать следующие вопросы: свет и его роль в жизни человека; ис- точники света; законы распространения, преломления и отражения света; по- глощение света; разнообразие цветов и оттенков; основы фотометрии, правила смешения цветов; психологические особенности восприятия цвета человеком. Очевидно, что материал курса физики дает возможность показать учащимся, что успехи науки способствовали дальнейшему развитию и совершенствова- нию изобразительного искусства. С этой целью в старшей школе учащимся может быть предложен элективный курс «Физика и реставрация картин». В со- держание этого курса может входить изучение методов, дающих возможность судить о состоянии верхних слоев краски, прояснить надписи, которые просто так невозможно прочесть, и методов, лежащих в основе реставрационной тех- ники картин: рентгенографии, спектрального анализа, микроскопического ана- лиза красочного слоя в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах. Физика про- сто необходима экспертам, она позволяет отличить искусные подделки от настоящих шедевров и разгадывать многие тайны старых картин. Такой курс будет интересен учащимся разных профилей. Сейчас во многих школах существуют классы, в которых реализуются программы военно-спортивного профиля. На уроках ученикам, обучающимся в таком профиле обучения можно рассказать, что спорт без науки и, в частно- сти, без физики бессилен. Так как этих учеников объединяет занятия спортом, то можно организовать курс по выбору «Физика и футбол» (если ребята зани- маются футболом) или «Физика бега» (если ребята – атлеты). Рассмотрим при- мер курса «Физика и футбол». Наверное, мало кто знает, что футболом увлека- лись и физики. Из известных физиков – это Резерфорд ("отец" ядерной физики) и Н. Бор (в свое время он был запасным вратарем Дании по футболу). Так по- чему ученых привлекал этот вид спорта? Прежде всего, потому, что для этой игры нужно иметь высокую быстроту реакции и мышления. Футбол – игра не только атлетическая, но и интеллектуальная. Футболист должен обладать и бы- стротой спринтера, но и выносливостью марафонца. Футболисту нужна боль- шая физическая сила и быстрота реакции и мышления. Следует на уроке физи- ки при изучении явлений вследствие разницы давлений рассказать про удар «сухой лист». Это навесной удар с вращением мяча и искривлением траектории его движения в горизонтальной или вертикальной плоскости в результате вра- щения. Чтобы выполнить этот удар, нужно бить не в центр мяча, а сбоку. При этом мяч закручивается, и за счёт разницы давлений мяч будет лететь вверх и вбок. Это явление в физике называется – эффект Магнуса, суть которого та- кова: " Возникновение подъемной силы, действующей на тело, вращающееся в набегающем на него потоке жидкости или газа". Если мяч не вращается, воз-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=