Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
149 Ю. А. Лифенцева Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, II курс магистратуры (заочная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЕЕВ И ШКОЛЫ В КУЛЬТУРНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Инновационные процессы проявляются в различных сферах жизнедея- тельности общества и человека, что обусловлено объективными закономерно- стями бытия, универсальностью природы их порождения. Инновации в образо- вании – результат его модернизации, ориентированный на достижение качества деятельности образовательных организаций в подготовке молодежи к жизни в обществе, выполнению социальных функций. В педагогической теории дан- ное явление характеризуется как целенаправленное изменение в образователь- ном процессе, или образовательном пространстве, улучшение отдельных харак- теристик его компонентов и всей образовательной системы, в целом, в результате реализуемого нововведения. Применительно к педагогическому процессу инновация в образовании означает введение нового в цели, содержа- ние, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной дея- тельности учителя и учащегося (В. А. Сластенин). Обращение к современной образовательной практике позволяет утвер- ждать, что одним из актуальных направлений в контексте требований иннова- ционного развития современной школы является ее взаимодействие со средой, различными социальными институтами, среди которых особая миссия принад- лежит музеям. Данная взаимосвязь обусловлена, во-первых, общностью решае- мых задач в отношении социализации и воспитания личности, во-вторых, спе- цификой осуществления этих задач с учетом имеющейся ресурсной базы. Небезынтересно заметить, что началом взаимодействия школ и музеев считают 1870–1890 годы, когда происходила реформа образования, наблюдался отказ от словесной, книжной педагогики . Общедоступные для всех категорий населения музеи стали, прежде всего, рассматриваться как средства внешколь- ного образования учащихся [1]. Наглядность и знакомство с окружающим миром, поставленные во главу угла педагогического процесса, инициировали деятельность музеев, ориентированную на образовательные задачи, преимуще- ственно, через проведение экскурсий для школьников. Таким образом, сложилась ситуация, при которой музей воспринимался как едва ли не самое актуальное средство в организации внешкольной работы с детьми. В свою очередь, школа служила стимулом для развития музея, став фактором становления его культурно- просветительной деятельности с учащи- мися. Постепенно взаимодействие школы и музея стало носить все более гар- моничный характер [1]. Несмотря на сложности исторической ситуации в России начала двадцато- го века, охранная и культурно-просветительская деятельность музеев продол-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=