Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

146 П. И. Литвинова Факультет иностранных языков, I курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Ю. Алексеева ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ Основная цель реноваций в сфере образования сосредоточена на его инди- видуализации, способности удовлетворить образовательные потребности уча- щихся. В связи с этим актуальной становится проблема, связанная с разработ- кой средств оценивания образовательных достижений школьников, среди которых особое место занимает группа личностных достижений. Понятие «личностные достижения школьников» имеет неоднозначную трактовку. Г. А. Сикорская рассматривает личностные достижения как «резуль- тат деятельности учащегося, показывающий положительную динамику и соци- ально одобряемый характер» [2] . В новых федеральных государственных образовательных стандартах в ка- честве результатов освоения основных образовательных программ выступают (наряду с метапредметными и предметными) личностные результаты, пред- ставляющие собой «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социаль- ных отношений, ценностно-смысловых установок, способность ставить цели и строить жизненные планы…» [4]. Анализ литературы позволяет выявить, что в существующей системе оце- нивания довольно малый процент занимает учет именно личностных качеств ученика. Установленная единая система оценивания имеет узкие рамки, не по- зволяющие оценить успехи школьника в должной мере. Портфолио в этом смысле является нестандартным методом оценивания именно личностных дос- тижений учащихся. Обратимся к определению данного понятия. Т. Г. Новикова считает, что портфолио представляет собой «способ фикси- рования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников в оп- ределенный период его обучения» [1]. Как правило, портфолио – это файловая папка, содержащая документацию, подтверждающую приобретенный опыт и достижения учащихся. В научной литературе выделяются следующие аспек- ты педагогической философии портфолио: смещение акцентов на истинные возможности учащихся; перенос педагогического ударения с оценки на само- оценку; поддержание учебной мотивации; развитие навыков рефлексивной дея- тельности учащихся [1]. В структуре портфолио выделяют три раздела: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов». Рассмотрим эти разделы более подробно. «Портфолио документов» включает сертифицированные (документиро- ванные) индивидуальные образовательные достижения и предполагает возмож-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=