Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

141 А. С. Лебихова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, II курс магистратуры (заочная форма обучения) Научный руководитель – М. А.Кувырталова ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА КАК ИННОВАЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ШКОЛЫ И СРЕДЫ Отечественная педагогика накопила богатый опыт организации и исполь- зования туристических путешествий обучающихся в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Начиная с 50-х годов прошлого столетия, они рассматриваются в качестве могучего образовательного и воспитательного средства, позволяющего знако- мить молодое поколение с окружающими явлениями природы, с исторически- ми памятниками, образцами градостроительства, архитектуры, искусства, а также непосредственно развивать у детей эстетический вкус, любовь к отече- ственной истории и уважение духовному наследию [1]. Под школьным туризмом понимаются временные выезды школьников в группе, с родителями или ближайшими родственниками, индивидуально в группах взрослых туристов или их временное проживание в семьях иностран- цев. Выезды организуются с места постоянного проживания в оздоровитель- ных, познавательных, спортивных или иных целях. По утверждению В. Л. Погодиной, образовательный туризм является осо- бой формой организации учебного процесса или учебной деятельности, которая осуществляется за пределами основного образовательного учреждения [3, с. 55; 4, с. 12–14]. Туристско-образовательная учебная деятельность имеет много общего с другими видам учебной деятельности, поскольку отличается положительным воздействием на такие познавательные процессы, как восприятие, мышление, воображение, внимание, память. Более того, образовательный туризм становит- ся эффективным средством мобилизации познавательной активности обучаю- щихся, приобщая детей к самостоятельной творческой деятельности, тем са- мым развивая инициативу и формируя стремление получать знания о явлениях окружающего мира. Кроме того, в процессе получения информации у обучающихся формиру- ются личностные характеристики в виде убеждений, установок, мировоззренче- ских позиций, мотивов. Таким способом происходит становление личности, способной самостоятельно управлять своими действиями и направлять их на достижение поставленных целей. Этим характеризуется воспитательная роль образовательных туристических поездок [2]. С позиции школьного образовательного туризма особое место занимают историко-культурные объекты, к которым следует отнести: памятники истории (археологические объекты, мемориальные памятники, места жизни и деятель- ности выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей и т. д.); памят-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=